Воскресенье, 22.09.2024, 07:42
Приветствую Вас, Гость

Здоровьесберегающие образовательные технологии – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью. (Н.К. Смирнов)

        В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используем новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведётся разработка и внедрение в практику ДОУ инновационных технологий образования и оздоровления детей.

Важнейшие направления в формировании современного инновационного пространства в ДОУ:

  • Разработка и внедрение вариативных программ как общих, так и парциальных по оздоровлению и физическому развитию дошкольников;
  • Разработка моделей организации физического воспитания в соответствии с видовым разнообразием ДУ;
  • Интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности (познавательная, художественно-эстетическая и др.);
  • Разработка современных форм активного отдыха детей;
  • Поиск путей оптимизации традиционных видов физкультурных занятий с дошкольниками;
  • Разработка педагогических технологий с целью использования современного физкультурно-спортивного оборудования в работе с детьми и др.

Инновационная деятельность в сфере дошкольной физической культуры базируется на основных медико-педагогических принципах и предполагает, прежде всего, использование основ здоровьесбережения в работе с детьми.

     Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включают в себя:

  • Здоровьесберегающую структуру ДОУ;
  • Оптимальные условия жизнеобеспечения детей;
  • Формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Здоровьесберегающая деятельность ДОУ осуществляется в разных формах: медико-гигиенической и медико-профилактической, физкультурно-оздоровительной, информационно-просветительской, образовательной, коррекционной, спортивно-досуговой, экологической и др.

Медико-гигиенические технологии направлены на укрепление здоровья детей. В условиях ДОУ  проводятся общеразвивающие и специальные физические упражнения. Для общеразвивающих упражнений используем современное  оборудование: фитболы, «сухие» бассейны, мягкие модули, детские тренажёры. Полезны также упражнения с использованием обычного физкультурного оборудования (гимнастические палки, мячи разных размеров, скакалки и др.). 

Физкультурно-оздоровительная работа является одним из основополагающих факторов здоровья и совершенствования психофизического развития детей. Для повышения эффективности этой работы в практику дошкольного воспитания внедряются новые формы организации физического воспитания.

       Действенным средством физического воспитания и оздоровления считается активный отдых, который способствует предупреждению утомления, повышению резервных возможностей детского организма, улучшению психоэмоционального состояния, активизации двигательной деятельности детей. Особую роль в оздоровлении детей специалисты отводят музыке, театрализованной деятельности с детьми (цветомузыкальные пособия, разучивание песен, выполнение дыхательной гимнастики, знакомство со сказочными персонажами, игры).

       Здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования. Это и работа по валеологическому воспитанию и образованию детей, обучение дошкольников гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка. Дети 3-5 лет осваивают эти знания через игры, дети 5-7 лет помимо сюжетных и театрализованных игр способны выполнять задания на решение проблемных ситуаций, проявлять творческие фантазии.

     Особое внимание для укрепления физического и психического здоровья детей уделяется созданию условий для комфортного самочувствия ребёнка.

  • Обогащение знаний детей через игровые технологии;
  • Создание развивающей предметно-игровой среды;
  • Обогащение игрового опыта детей;
  • Активизирующее общение взрослого с детьми.

Успешность реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ зависит также от уровня взаимодействия педагогов и родителей. Всё большее значение приобретают различные формы работы с родителями: игровые родительские объединения, собрания, которые предусматривают информационные беседы со специалистами, игровые практикумы и тренинги, дни открытых дверей, школы успешных родителей, молодой семьи, здорового досуга, обмен семейным опытом. Всё это способствует повышению педагогической культуры родителей и пониманию ими роли физического воспитания в укреплении здоровья детей.

Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

 

Формы работы

Место в режиме дня,

возраст детей

 

Ответственные

 

Ритмика

2 недели каждого месяца

Подготовительная группа

 

Инструктор по физо

 

Оздоровительный час

После сна в музыкальном зале или группе, начиная со старшей группы

 

Инструктор по физо

Игровой час

Во время прогулки 1 раз в неделю во всех возрастных группах

Инструктор по физо,

воспитатели

 

 

Динамические паузы

Во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей во всех возрастных группах

 

 

Воспитатели

 

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке.

Все возрастные группы

Инструктор по физо,

воспитатели, музыкальный руководитель

 

Пальчиковая гимнастика

Индивидуально, с подгруппой в совместной деятельности 3 раза в неделю во всех группах

 

Воспитатели, специалисты

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего дошкольного возраста

 

Воспитатели, специалисты

Комплекс коррегирующей гимнастики

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего дошкольного возраста

Инструктор по физо

Кружок «Дорожки здоровья»

Совместная деятельность во второй половине дня 1 раз в неделю

Инструктор по физо

Гимнастика для глаз

Во время занятий познавательного цикла во всех возрастных группах

Воспитатели, специалисты

 

Технологии обучения здоровому образу жизни

 

Физкультурные занятия

(разные виды)

3 раза в неделю во всех группах

 

Инструктор по физо,

воспитатели

 

 

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Во всех возрастных группах

 

Инструктор по физо,

воспитатели

Спортивные игры

(элементы баскетбола, волейбола, футбола)

Спортивная площадка:

По подгруппам, начиная со старшего дошкольного возраста

 

Инструктор по физо

Весёлые старты, эстафеты

Один раз в неделю на прогулке со средней группы

 

Инструктор по физо

Физкультурные досуги и праздники

1 раз в месяц в физкультурном зале, на улице во всех возрастных группах

 

Инструктор по физо