Здоровьесберегающие образовательные технологии – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью. (Н.К. Смирнов)
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используем новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведётся разработка и внедрение в практику ДОУ инновационных технологий образования и оздоровления детей.
Важнейшие направления в формировании современного инновационного пространства в ДОУ:
- Разработка и внедрение вариативных программ как общих, так и парциальных по оздоровлению и физическому развитию дошкольников;
- Разработка моделей организации физического воспитания в соответствии с видовым разнообразием ДУ;
- Интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности (познавательная, художественно-эстетическая и др.);
- Разработка современных форм активного отдыха детей;
- Поиск путей оптимизации традиционных видов физкультурных занятий с дошкольниками;
- Разработка педагогических технологий с целью использования современного физкультурно-спортивного оборудования в работе с детьми и др.
Инновационная деятельность в сфере дошкольной физической культуры базируется на основных медико-педагогических принципах и предполагает, прежде всего, использование основ здоровьесбережения в работе с детьми.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включают в себя:
- Здоровьесберегающую структуру ДОУ;
- Оптимальные условия жизнеобеспечения детей;
- Формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Здоровьесберегающая деятельность ДОУ осуществляется в разных формах: медико-гигиенической и медико-профилактической, физкультурно-оздоровительной, информационно-просветительской, образовательной, коррекционной, спортивно-досуговой, экологической и др.
Медико-гигиенические технологии направлены на укрепление здоровья детей. В условиях ДОУ проводятся общеразвивающие и специальные физические упражнения. Для общеразвивающих упражнений используем современное оборудование: фитболы, «сухие» бассейны, мягкие модули, детские тренажёры. Полезны также упражнения с использованием обычного физкультурного оборудования (гимнастические палки, мячи разных размеров, скакалки и др.).
Физкультурно-оздоровительная работа является одним из основополагающих факторов здоровья и совершенствования психофизического развития детей. Для повышения эффективности этой работы в практику дошкольного воспитания внедряются новые формы организации физического воспитания.
Действенным средством физического воспитания и оздоровления считается активный отдых, который способствует предупреждению утомления, повышению резервных возможностей детского организма, улучшению психоэмоционального состояния, активизации двигательной деятельности детей. Особую роль в оздоровлении детей специалисты отводят музыке, театрализованной деятельности с детьми (цветомузыкальные пособия, разучивание песен, выполнение дыхательной гимнастики, знакомство со сказочными персонажами, игры).
Здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования. Это и работа по валеологическому воспитанию и образованию детей, обучение дошкольников гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка. Дети 3-5 лет осваивают эти знания через игры, дети 5-7 лет помимо сюжетных и театрализованных игр способны выполнять задания на решение проблемных ситуаций, проявлять творческие фантазии.
Особое внимание для укрепления физического и психического здоровья детей уделяется созданию условий для комфортного самочувствия ребёнка.
- Обогащение знаний детей через игровые технологии;
- Создание развивающей предметно-игровой среды;
- Обогащение игрового опыта детей;
- Активизирующее общение взрослого с детьми.
Успешность реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ зависит также от уровня взаимодействия педагогов и родителей. Всё большее значение приобретают различные формы работы с родителями: игровые родительские объединения, собрания, которые предусматривают информационные беседы со специалистами, игровые практикумы и тренинги, дни открытых дверей, школы успешных родителей, молодой семьи, здорового досуга, обмен семейным опытом. Всё это способствует повышению педагогической культуры родителей и пониманию ими роли физического воспитания в укреплении здоровья детей.
Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Формы работы |
Место в режиме дня, возраст детей |
Ответственные |
Ритмика |
2 недели каждого месяца Подготовительная группа |
Инструктор по физо |
Оздоровительный час |
После сна в музыкальном зале или группе, начиная со старшей группы |
Инструктор по физо |
Игровой час |
Во время прогулки 1 раз в неделю во всех возрастных группах |
Инструктор по физо, воспитатели |
Динамические паузы |
Во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей во всех возрастных группах |
Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры |
Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Все возрастные группы |
Инструктор по физо, воспитатели, музыкальный руководитель |
Пальчиковая гимнастика |
Индивидуально, с подгруппой в совместной деятельности 3 раза в неделю во всех группах |
Воспитатели, специалисты |
Дыхательная гимнастика |
В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего дошкольного возраста |
Воспитатели, специалисты |
Комплекс коррегирующей гимнастики |
В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего дошкольного возраста |
Инструктор по физо |
Кружок «Дорожки здоровья» |
Совместная деятельность во второй половине дня 1 раз в неделю |
Инструктор по физо |
Гимнастика для глаз |
Во время занятий познавательного цикла во всех возрастных группах |
Воспитатели, специалисты |
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурные занятия (разные виды) |
3 раза в неделю во всех группах |
Инструктор по физо, воспитатели |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно Во всех возрастных группах |
Инструктор по физо, воспитатели |
Спортивные игры (элементы баскетбола, волейбола, футбола) |
Спортивная площадка: По подгруппам, начиная со старшего дошкольного возраста |
Инструктор по физо |
Весёлые старты, эстафеты |
Один раз в неделю на прогулке со средней группы |
Инструктор по физо |
Физкультурные досуги и праздники |
1 раз в месяц в физкультурном зале, на улице во всех возрастных группах |
Инструктор по физо |