Воскресенье, 22.09.2024, 07:27
Приветствую Вас, Гость

                Семинар-практикум для педагогов

              «Путешествие в страну Сенсорику»

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: Обогащение представлений   об особенностях сенсорного  развития детей раннего возраста.

Задачи:

• Познакомить педагогов с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей третьего года жизни, направленное на последовательное развитие у детей восприятия формы, величины, цвета предметов, положение их в пространстве.

 

Ход семинара:

Добрые день уважаемые педагоги! Спасибо, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.

 Сегодня мы хотим поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые вы сможете поиграть.  И проведем мы нашу встречу в форме игры — путешествия в страну «Сенсорику». Но сначала немного освежим в памяти, что же это такое «сенсорное развитие».

Сенсорное развитие, направленное действие на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.  Основным средством реализации данных задач являются дидактические игры, направленные на сенсорное развитие.

Т.е. сенсорика – это представление о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. На третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые знаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношениях между двумя предметами по величине.

Знаете ли Вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни? (ответы педагогов). Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения всё более сложных глазомерных действий.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр — накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в новых ситуациях, повседневной жизни.

 

При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду,  должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекать детей лишними словами от выполнения заданий. Не следует требовать от детей обязательного запоминания и употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Сегодня мы предлагаем вам  познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей раннего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов  и порисуем в нетрадиционной технике.   А так как взрослые как маленькие дети, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство.

Давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!

Звучит мелодия, воспитатель берет волшебную палочку:

Вот я палочкой взмахну — загадаю чудо!

Всем сегодня помогу, доброй феей буду!

Палочка — чудесница, волшебная кудесница!

Поскорее встали в круг и случится чудо вдруг.

 Нам пора отправляться в путешествие. Паровозик нас давно ждет, занимайте свои вагончики (строят импровизированный поезд и передвигаются друг за другом под музыку)

Внимание! Наш паровоз прибывает на станцию. А как она называется, догадайтесь!

      Он в яйце есть и в цыплёнке,

В масле, что лежит в масленке.

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести. (зеленый цвет)

Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает.

Вместе с кровью в нас течет.

Щеки всем врунам печет. (красный цвет)

Им треть флага занята,

Он в названии кита.

И в букете васильков,

И на ящике почтовом (синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». Жители этой станции предлагают Вам научиться играть в «цветные игры».

 Игра1.«Весёлые прищепки».

Описание игры. К каждой картинке должны подобрать прищепки такого же цвета (прищепки – это колючки ёжика)

 Игра 2. Мозаика из крышек

Игра 2. «Мозаика из крышек»

Перед вами стоят баночки с разноцветными крышками.

- Скажите пожалуйста какого цвета крышки в баночке? Давайте рассмотрим. (красные, синие, зелёные, жёлтые)

- Какой они формы? (круглые)

- Возьмите картинку, которая лежит у Вас на столе, рассмотрите её, что изображено на картинке? (цветок, машина, грибок, колокольчики)

-  какого цвета вы возьмёте крышку? (называют цвета, согласно картинке)

-выкладывают рисунок из цветных крышек нужного цвета.

После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков без схемы. Из крышек можно выложить радугу, бабочку, снеговика, мячики, бусы или геометрические фигуры.

Игра 3. «Разноцветные флажки»

- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры. Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий  закончить играть в бубен, нужно найти место( домик), соответствующий цвету флажка. Играем в эту игру с педагогами.

А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше. паровозик (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

-Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны

А родня – одни блины. (круг) 

Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник)

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь! 

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. (квадраты) 

     - Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная).

станция Фигурная

Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили  интересные игры, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником,  научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра 1. «Волшебный мешочек».

Игроки по очереди опускают руку в мешочек с   геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра 2. «Прятки». Те фигуры, которые игроки достали из «чудесного мешочка» (3 штуки) нужно класть  на наборное полотно и попросить  запомнить их расположение, затем накрыть их платком и незаметно убирать одну из фигур. После этого  должны определить, какая фигура «спряталась».

-А теперь я приглашаю на 3  станцию, которая называется «Великая».  Нам пора в путь, быстрее занимаем вагоны и едем дальше. На этой станции мы научимся сравнивать по величине путем приложения.

Игра  «Собери пирамидку»

Описание игры. Собрать пирамидку, детали которой вырезанные из картона.

Паровозик. (звучит музыка)

Едем дальше!

- Ну, вот и приехали. Мы приехали на удивительную станцию.

Станция « Волшебные ладошки.»

Здесь мы научимся рисовать необычным способом. ( все садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования).

Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей.

 Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру

     -Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны?

(Появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую  ладошками и пальчиками нарисовали дети)

- Это наши юные художники старались в нетрадиционной технике нарисовать  красивую картину, но не успели.

-Вы узнали, в какой технике выполнена работа? (рисование ладошкой и пальчиками)

-Какие цвета использовались? ( зеленый, синий, белый)

-Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Чего так не хватает на картине? (солнышка)

-Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, дорисуйте картину.  

С Вашего позволения я опять стану феей, ведь нам пора возвращаться.

Рефлексия

Просим оценить нашу встречу. На доске расположен контур мяча и разные цветы: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите цветок оранжевого цвета, если частично-то  цветок желтого цвета, а если не удовлетворены- то синего цвета.