Воскресенье, 22.09.2024, 07:37
Приветствую Вас, Гость

«Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей

к здоровью и здоровому образу жизни»


"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. Путь к здоровью – это и правильное питание,
систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. 
   Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20 % оно зависит от наследственных факторов, 20 % - от действия окружающей среды. 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50%- зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. 
     Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
          Для начала нам нужно выяснить, что же такое здоровье?
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о здоровье ребёнка? Педагоги озвучивают ассоциации, ведущий педсовета записывает на полосках и выставляет  вокруг модели «Здоровье ребёнка». После того, как ассоциации названы, подводится итог, обобщающий ответы.
Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия».
Основное внимание мы уделим физическому здоровью ребёнка. Чтобы выстроить систему физкультурно-оздоровительной работы нужно знать, что для жизни и здоровья человека, и ребёнка в частности, является самым главным. Попробуем определить, на каких «трёх китах» держится жизнь и здоровье ребёнка? (выставляется модель «ТРИ кита»)

       Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д. 
    Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская,  Юрий Фёдорович  Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма (на моделях «китов» прикрепляются опознавательные значки, обозначающие: «сердечко» - сердечно-сосудистую систему, «облачко» - дыхательную систему, «цветочек» - иммунную систему).
Основным средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы  являются движения. Может показаться, что всё это для нас не ново. Но вот знаем ли мы, каким движениям следует отдавать предпочтение именно в дошкольном возрасте, какие условия должны быть соблюдены в первую очередь, чтобы обеспечить им оздоровительную направленность?
Развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Назовите их, пожалуйста? (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т.д).   
Как вы думаете,  какой из перечисленных видов движений наиболее благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы ребёнка? (бег) Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!» (пословица выставляется под первым «китом»).

Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Задача воспитателя разнообразить задания по бегу, для того, чтобы у детей не снижался интерес к этому виду движений. Назовите виды бега, используемые при работе с дошкольниками.  
-обычный, на носках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др.),  бег в различных построениях (в колонне по одному, по два, врассыпную),  в разных направлениях (вперед, по кругу, змейкой и др.),  с изменением темпа, (с ускорением, на скорость),  с дополнительными заданиями и т.д. Именно циклические виды движений (бег, ходьба, прыжки) наиболее естественны для ребёнка дошкольника. Поэтому первое утверждение, на которое должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду звучит так: при проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.
 Развитие дыхательной системы, сущность деятельности которой заключается в усвоении организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но…только на свежем воздухе! Напомните мне, пожалуйста, какова ежедневная продолжительность прогулки детей дошкольного возраста? (ответы педагогов) Поэтому под вторым «китом» мы поместим фразу: «Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день». Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью. Назовите виды двигательной активности детей на прогулке: подвижные игры, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа над ОВД, самостоятельная двигательная активность и т.д.).
 Из всего сказанного вытекает второе утверждение, позволяющее обеспечить оздоровительную направленность физическому развитию в детском саду: повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.
    А сейчас поговорим о третьем «ките», на котором держится здоровье, - об иммунной системе. Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. 
  При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов то приливает кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Как показали исследования, с включением терморегуляционного аппарата автоматически включает систему иммунной защиты. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Назовите их, пожалуйста! (Ответы педагогов) Правильно, не зря говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (поговорка прикрепляется под третьим «КИТОМ»).
  В каждом дошкольном учреждении используются разнообразные здоровьесберегающие технологии, составлен свой комплекс закаливающих мероприятий, универсальных, эффективных и доступных для детей дошкольного возраста. Однако при их проведении  всегда нужно соблюдать определённые правила. Давайте озвучим правила, регулирующие проведение закаливающих мероприятий, что учитывается при проведении закаливающих процедур:
-постепенность, 
-системность, 
-учёт состояния здоровья, 
- индивидуальных особенностей ребёнка, 
-эмоциональная и физическая привлекательность для ребёнка.
 Из всего сказанного можно сделать ещё один вывод: органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.
Итак, для того чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности, как в детском саду, так и в семье. 
А нам - педагогам-дошкольникам необходимо:
- Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т.д.),
- Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности,
- Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами,
- Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных физических упражнений.

 Родительское собрание :

 «За здоровьем в детский сад»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в аспекте воспитания здорового ребенка.

Задачи:

1. Ознакомить родителей с основными факторами, способствующими сохранению и укреплению здоровья дошкольников в условиях детского сада и семьи.

2. Дать родителям представление об основных технологиях здоровьесбережения и способах их использования в повседневной жизни.

3. Формировать у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.

В повестке дня:

1.Организационный момент - вступительное слово. 

2.Познакомить родителей с мероприятиями, направленными на оздоровление детей в ДОУ (презентация «За здоровый образ жизни!»)

3.Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Инструкторы

4.Обмен опытом родителями по пропаганде здорового и активного отдыха  дома.

Итог собрания.

Ход собрания:

Инструктор: Добрый вечер, уважаемые родители, нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение. Сегодня мы поговорим с вами на очень важную тему. О здоровье  Ваших детей! Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Позвольте прочитать вам стихотворение.

Болеет без конца ребёнок.

Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.

- Ведь я его с пелёнок

Всегда в тепле держать стремлюсь.

В квартире окна даже летом

Открыть боится – вдруг сквозняк,

С ним то в больницу, то в аптеку,

Лекарств и перечесть нельзя.

Не мальчик, словом, а страданье.

Вот так, порой, мы из детей

Растим тепличное создание,

А не бойцов – богатырей.

Инструктор:    Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы? Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? 

  Предлагаем посмотреть Вам Презентацию «За здоровый образ жизни».

 Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.. Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи. Мы постараемся показать вам это на примере нашего  детского сада.

Начинаем:

1. Каждое утро в группе начинается с утренней зарядки. Утренняя зарядка помогает организму пробудиться от сна, способствует повышению работоспособности, улучшает самочувствие, дает бодрость.

 Ежедневная утренняя зарядка — обязательный минимум физической нагрузки на день. Необходимо сделать её такой же привычкой, как умывание!

Предлагаем вашему вниманию комплекс утренней гимнастики, доступный для проведения с детьми дома в выходные дни.

Утренняя зарядка

(Проводится с родителями).

Медвежата в чаще жили 

Головой своей крутили. 

Вот так, вот так (круговые движения головой) 

Головой своей крутили

Медвежата мед искали 

Дружно дерево качали 

Вот так, вот так,

(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево) 

Дружно дерево качали

А потом они ходили (ходьба по-медвежьи) 

И из речки воду пили 

Вот так, вот так, 

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

А потом они плясали 

(пружинка с поворотом туловища влево и вправо) 

Лапы выше поднимали 

(прыжки, хлопая руками вверху) 

Вот так, вот так, 

Лапы выше поднимали

2.Три раза в неделю в детском саду проводятся физкультурные занятия, где наши детки развивают быстроту, ловкость, скорость, меткость, прыгучесть, сила. А сейчас мы проверим: как развиты быстрота, ловкость, скорость, меткость, прыгучесть, сила у наших уважаемых родителей – пап и мам.

 Все задания выполняются под музыку

 1 задание – “Попади в цель”: бросить комок бумаги в обруч.

 2 задание – “Попрыгунчики”: прыжки через скакалку.

 3 задание – “Покрути обруч”.

 4 задание – “Поймай колпачок”.

3.Во время малоподвижных занятий, как форма активного отдыха достаточно широко применяется физкультурная минутка. 

Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей во время малоподвижных занятий, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Физкультминутка. Разминка

(Проводиться с родителями)

Мы на плечи руки ставим, 

Начинаем их вращать. 

Так осанку мы исправим. 

Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.) 

Руки ставим перед грудью, 

В стороны разводим. 

Мы разминку делать будем 

При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.) 

Руку правую поднимем, 

А другую вниз опустим. 

Мы меняем их местами, 

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным 

движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.) 

А теперь давайте вместе 

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)

4. Переходим к закаливающим процедурам.

 Мы знаем, что закаленный человек мало подвержен любым заболеваниям, поэтому закаливание организма можно с уверенностью отнести к привычкам здорового образа жизни.  Пребывание детей на воздухе - это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания организма, поэтому в детском саду 2 раза в день с детьми около двух и более часов гуляем на улице – это в холодный период, а летом – неограниченно. 

  Зимних забав и развлечений хоть отбавляй! Коньки, санки, лыжи, да и просто катание с горок, а игра в снежки - замечательны уже сами по себе, а если к этому еще добавить закаливающий эффект от бодрящего морозного воздуха, то положительный результат не заставит себя долго ждать. 

Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Они обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей. Играя в подвижные игры, вы сможете увеличить продолжительность прогулки, что особенно важно при низких температурах в нашем суровом климате. Да и вы сами, играя с детьми, не  заметите  как пролетело время и не успеете замерзнуть, поскольку вам не придется стоять и наблюдать за играющим в снегу ребенком.

Любимое зимнее развлечение малышей - санки. Но можете попробовать научить малыша спортивным играм, таким как катание на лыжах и на коньках ( коньки с ботинками дают детям с 5-ти лет)

Используя простые игровые упражнения можно добиться многого!

Дети также любят подвижные игры со снегом, и с удовольствием будут выполнять предложенные вами упражнения. Зимой очень увлекательно сооружать разные постройки из снега, лепить различные фигуры. Обзаведитесь лопатками, совочками, ведерками и метелочками, они вам пригодятся на прогулках.

Инструктор: Если вы хотите видеть своего ребенка здоровым – надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур. В “минимум” закаливания входит обязательное использование не перегревающей одежды, воздушные и водные процедуры, гигиена одежды и обуви. А также очень важно научить ребёнка правильному носовому дыханию. На прогулке и в группе мы проводим целый ряд игр, которые являются профилактикой, а некоторые лечат те или иные заболевания.

Игра “Кто самый громкий?” 

цель игры: Тренировка носового дыхания, смыкания губ, лечение болезней носа.

Ход игры: Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки поместить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) “ммм”, одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук “ммм” надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря.

 Игра повторяется несколько раз.

Игра: “Пчелка” 

цель игры: формирования правильного дыхания (глубины и ритма) укрепления мышц рук, пояса, верхних конечностей.

Ход игры: Ведущий предлагает поиграть в “пчелку”. Ребенку и родителям показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на груди, опустив голову со слов ведущего “Пчела сказала - “жу, жу, жу” ребенок и родители ритмично сжимает обеими руками грудную клетку и произносит “жжж”- на выдохе – и вместе с ведущим на вдохе разводит руки в стороны и, расправляя плечи, говорит: “Полечу и пожужжу, детям меда принесу”.

 Встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате и снова садится на прежнее место. Игра повторяется 4-5 раз. Ведущему необходимо следить, чтобы вдох был через нос и дыхание было глубоким.

Летят мячи

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

 5. Профилактика близорукости.  

 Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости являются зрительные нагрузки, следствием которых становится формирование аномального зрительно – двигательного стереотипа. Орган зрения претерпевает функциональные и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. 

Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к четкому видению отдельных предметов. Выход видится в следующем: необходимо проводить упражнения, которые предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Инструктор:  А сейчас я хотела бы представить вашему вниманию, гимнастику для профилактики близорукости:

(Проводиться с родителями)

«Вверх – вниз, влево – вправо». 

Зажмуриться и, двигая глазами, сосчитать до 10.

Круг. Представить большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом - против.

Квадрат. Представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний.

Рисование носом. Закрыть глаза, представить, что нос стал длинным, и рисовать им предмет, букву и т.д.

Расширение поля зрения. Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, за каждым пальцем будет следить «свой» глаз. Развести пальцы в стороны, свести вместе, направить левый вправо, правый влево, каждый глаз следит за «своим» пальцем.

 

Инструктор: Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе  стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» занимают  прочное место в беседах с родителями и детьми всех педагогов ДОУ. 

Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

арттерапия направление изотерапия.

Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении. Использование искусства в качестве терапевтического фактора в образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские знания для этого не требуются.

Рисование клубком

Цели: повышение самооценки детей с симптомом «Я не умею рисовать», развитие креативности. Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Необходимые материалы: клубок ниток или веревки. Ход работы: педагог должен размотать клубок ниток и показать детям, каким образом создавать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и, разматывая его, создает композицию. Отрывая нить, передает клубок следующему. После того, как созданы все композиции, можно обсудить то, что получилось.

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. 

Психогимнастика  помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

ПСИХОГИМНАСТИКА

«СМЕНА РИТМОВ»

Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее.   

«МАШИНКИ»

Цель: игра учит доверию.

Встаньте, пожалуйста, парами, друг за другом. Тот, кто стоит впереди - машинка, а тот, кто стоит за ним - водитель.

«Машина» закрывает глаза. А водитель ведет машину. Если он кладет руку на правое плечо, то машина поворачивает на право. Если на левое плечо, то налево. Если берет за талию, то машина едет вперед, а если за голову, то машина едет назад. А когда водитель постукивает по лопаткам, то машина стоит.

самомассаж.  Наиболее простым, доступным пониманию и исполнению ребенка является массаж   и самомассаж. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

   Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно.

   Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

 Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты.

Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ.  Начинать следует с согревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

                                           «СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре,       (Загибают пальчики, начиная с боль¬шого.)

Мы с тобой снежок слепили.     («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий,                 (Показывают   круг,   сжимают   ладони,

 очень гладкий.                             гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий.             (Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим.                 (Подбрасывают вообра¬жаемый снежок.)

Два — поймаем.                   (Ловят воображаемый сне¬жок.)

Три — уроним                      (Роняют  воображаемый  сне¬жок.)

И... сломаем.                                        (Топают.)

Инструктор: Предлагаем Вам поделиться и рассказать, как Вы со своими детьми ведете активный здоровый отдых, занимаетесь спортом.

Вот и подошла  к концу наша встреча. А сейчас я хочу предложить вам игру «Возьмёмся за руки».

(Все стоят в кругу. Каждый желает соседу справа чего-либо и берёт его за руку. Действие происходит до тех пор, пока круг не замкнётся)

Наша ниточка не прервалась и я надеюсь, что мы всегда будем вместе бороться за здоровье наших детей, будем также крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба – это тоже здоровье.

Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребёнка в Ваших руках!

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Чем больше мы будем ребенку показывать и рассказывать о здоровье, тем лучше для его развития.

         Предлагаем Вам поддержать инициативу детского сада и внедрять здоровый образ жизни в семью.

         По результатам дискуссии  предлагаем такое решение родительского собрания:

1. Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью.

2. Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.

3. Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.

4. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку не менее 2 раз в день. Пусть на прогулке ребенок больше двигается, играет в подвижные игры. Детей играми – оздоровим, себя омолодим.

5. Проверить дома все травмоопасные места и не допускать детского травматизма.