Воскресенье, 22.09.2024, 07:38
Приветствую Вас, Гость

Психологическая безопасность

Безопасность человека во все времена играла немаловажную роль. Особое значение безопасности личности отводится сегодня, в период, когда количество чрезвычайных ситуаций в мире постоянно увеличивается. Повсеместное распространение природных, техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций определяет безопасность личности приоритетным направлением деятельности многих государств и организаций.

Представления о личной безопасности мы получаем из внешнего мира. Наши представления о безопасности формируются под воздействием воспитания, личного опыта, особенностей нервно-психической устойчивости индивида.

Проблема психологической безопасности начала осознаваться в полном объеме лишь в последние годы.

И в данный момент в современном мире стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность». Психологической безопасностью личности называют защищенность психики каждого отдельно индивидуума, его душевного здоровья, духовного мира. Психологическая безопасность обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав. Нарушение какого - либо из этих составляющих ведет к дестабилизации внутреннего душевного состояния человека.

В самом общем виде психологическую безопасность личности можно рассматривать как состояние защищенности личности от действия многообразных внешних и внутренних факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование соответствующих ситуации форм и способов поведения и жизнедеятельности человека в современном обществе. Такое состояние позволяет человеку полноценно развиваться, своевременно адаптироваться к меняющимся социальным условиям и так организовать свое поведение (жизнедеятельность), чтобы удовлетворить основные потребности в социально приемлемых формах с учетом деятельности других людей и действующих социальных институтов. Нарушение какого - либо из этих составляющих ведет к дестабилизации внутреннего душевного состояния человека.

Причинами дестабилизации могут быть:

влияние общества на некоторые взгляды определенной личности, ограничивающие ее право на свободу мысли.

какие либо душевные потрясения и катастрофы.

резкая смена взглядов и моральных принципов, в результате некоторых обстоятельств

Данные ситуации могут привести к:

неадекватному поведению личности;

потери активной жизненной позиции;

нежеланию к саморегуляции, адаптации в общественной среде, самопознанию.

Психологическая безопасность личности зависит внешних и внутренних факторов, каждый из которых имеет определенную степень агрессивности воздействия.

К внешним факторам или угрозам относятся источники психологического воздействия, неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей, а также социальная среда-фон.

К внутренним факторам зачастую относят знания человека, его индивидуальные и личностные особенности, внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы. Различают внешние и внутренние источники угроз психологической безопасности личности.

Внешние источники:

1. государство и государственные органы управления;

2. общество;

3. социальные группы;

Внутренние источники угроз психологической безопасности личности:

1. биопсихосоциальная природа человека;

2. особенности формирования и функционирования психики личности.

Перечислим физические проявления при нарушении психологической безопасности:

- отсутствие аппетита;

- постоянное переедание (как результат чрезмерного напряжения);

- частые расстройства пищеварения и изжога;

- запор или понос;

- бессонница;

- постоянное чувство усталости;

- повышенная потливость;

- нервный тик;

- постоянное покусывание ногтей;

- головные боли;

- мышечные судороги;

- тошнота;

- затруднение дыхания;

- обмороки;

- слезливость без видимой причины;

- импотенция или фригидность (что часто умалчивается, потому что «в этом стыдно признаться»);

- неспособность долго оставаться на одном месте, привычка ерзать на стуле;

- высокое кровяное давление.

Рассмотрим симптомы стресса (т.е. нарушения психологической безопасности), проявляющиеся на уровне психики.

Постоянная раздражительность при общении с людьми (даже у тех, кто в общем нормально общаются с другими).

Потеря интереса к жизни.

Постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть.

Постоянное ожидание неудачи.

Чувство, что я плохой, или даже ненависть к самому себе.

Трудность с принятием решений.

Чувство, что моя внешность непривлекательна.

Потеря интереса к другим людям.

Постоянное чувство едва сдерживаемого гнева или ярости.

Чувство, что вы являетесь объектом враждебности со стороны других людей.

Утрата чувства юмора и способности смеяться.

Безразличие (к работе, домашним делам, внешности, друг к другу).

Страх перед будущим. Страх перед чем-то еще, ощущается как фатально неизбежное.

Страх перед собственной несостоятельностью. Нередко это ощущение присуще весьма уважаемым людям, т. е. не имеет корней в реальности.

Чувство, что никому нельзя доверять.

Пониженная способность и концентрации.

Неспособность завершить одно дело, не бросив его и не начав другое.

Сильный страх открытого или замкнутого пространства или страх перед уединением.

Существуют и другие признаки чрезмерного стресса.

Традиционным способом борьбы со стрессом во врачебной практике являются транквилизаторы и антидепрессанты. Однако они имеют побочные действия и производят то или иное разрушительное воздействие на здоровье пациентов.

Психологическую безопасность можно рассматривать как процесс, ввиду того, что психологическая безопасность создается каждый раз заново ввиду изменения социальной обстановки, социального окружения, ценностей и установок личности.

Предвидеть возникновение психологической опасности личности довольно сложно. Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Психологическую безопасность личности обеспечивает уровень психологической защита. Психологическая защита представляет собой сложную систему социальных, социально-психологических и индивидуальных механизмов, которая обеспечивает психологическую безопасность человека в обществе как личности и активного социального субъекта, его психологическую защищенность в условиях воздействия разнообразных внешних и внутренних факторов.

Безопасность личности определяется тремя факторами:

1. человеческий фактор,

2. фактор среды,

3. фактор защищенности.

Человеческий фактор и фактор среды являются основными. Человеческий фактор - это различные реакции человека на опасность.

Среда ассоциируется с физической и социальной составляющей.

В социальной среде выделяют макро- и микросоциальный уровни. Микросоциальная среда представлена демографическими, экономическими и другими факторами, микросреда - непосредственным окружением человека - семьей, референтными, профессиональными группами и т. д.

Фактор защищенности - это средства, которыми люди пользуются для защиты от тревожных и опасных ситуаций, они могут быть как социальными, физическими, так и чисто психическими.

Поскольку человек может представлять опасность для самого себя, обеспечение его безопасности не может быть сведено только к созданию благоприятных условий для существования. Необходимо сформировать у него такие психологические качества и навыки, которые помогут человеку самому справляться с угрозами. Обеспечение собственной безопасности во многом зависит от психологической подготовки человека к встрече с экстремальными ситуациями. У человека, столкнувшегося с угрозой или реальной опасностью, резко возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, ухудшается критичность мышления, рассогласовывается координация движений, понижается внимание и искажается восприятие происходящего. Изменяются также эмоциональные реакции и тембр голоса.

В экстремальных ситуациях чаще всего наблюдаются три формы реакции человека:

• резкое снижение организованности поведения (дезорганизация поведения);

• резкое торможение активных действий;

• повышение эффективности действий.

Дезорганизация поведения проявляется в утрате имеющихся навыков и надежности в действиях. Движения становятся вялыми, суетливыми, импульсивными, нарушается логичность мышления. Осознание человеком неадекватности своего поведения усугубляют его дезорганизацию.

Резкое торможение действий и движений может привести к состоянию оцепенения, что лишает человека возможности оказывать какое-либо сопротивление в сложившейся ситуации.

Повышение эффективности действий выражается в мобилизации ресурсов психики и физических возможностей человека. У него повышаются самоконтроль, четкость восприятия и оценка происходящего, физическая готовность. Человек действует адекватно ситуации. Такая реакция является наилучшей для поведения в экстремальных условиях. Если человек, подвергшийся деструктивному внешнему воздействию, сможет понять, что, как и почему происходит и какие действия нужно предпринять, то он сможет выйти из экстремальной ситуации с наименьшими потерями.

Относительно критериев и показателей, в которых проявляется состояние психологической безопасности, следует отметить, что согласно природе психического состояния человека, оно должно включать в себя как субъективные, так и объективные, наблюдаемые показатели (переживания и поведение).

Выделяются объективные и субъективные параметры психологической безопасности личности человека, включающие:

1) защищённость (субъективное переживание и соответствующие этому переживанию объективные поведенческие маркеры);

2) удовлетворённость (субъективное переживание и соответствующие ему объективные поведенческие проявления);

3) уверенность в себе (субъективное переживание, а также объективные поведенческие признаки, соответствующие данному переживанию).

Защищенность - психическое состояние, отражающее психическую безопасность, проявляющуюся в виде переживания личностью своей защищённости в конкретной жизненной ситуации. Среди критериев состояния защищенности выделяют следующие:

1) переживание поддержки со стороны социального окружения;

2) переживание поддержки со стороны родителей;

3) переживание симпатии со сверстников.

Как известно, социальная и семейная поддержка выступает внешним ресурсом, позволяющим личности сохранить собственное «Я» в сложных социальных ситуациях.

Удовлетворенность. Применительно к состоянию психологической безопасности личности переживание удовлетворённости затрагивает важные сферы и аспекты социальных отношений. В данный критерий состояния психологической безопасности включены следующие аспекты удовлетворённости:

1. субъективное благополучие как интегральный показатель удовлетворенности;

2. переживание эмоционально-положительного отношения со стороны референтных групп;

3. переживание эмоционально-положительного отношения со стороны ровесников;

4. переживание удовлетворенности своей деятельностью.

Уверенность в себе. В этом критерии состояния психологической безопасности личности выделяют следующие два аспекта:

1. особенности личной тревожности;

2. переживание уверенности в себе в трудных ситуациях и общении.

Тревожность личности способствует нарушению состояния ее психологической безопасности и противоположна уверенности в себе.

Уверенность в себе, согласно отечественным и зарубежным исследованиям тесно связана с психологическим здоровьем личности, ее способностью сохранять свою целостность и эффективность в различных сферах деятельности.

Проблемы обеспечения безопасности человеческой жизни в настоящее время становятся все более острыми и актуальными. В эпоху социальных перемен и кризисов, все более усложняющихся условий общественной жизни от человека требуется выбор верной жизненной позиции, позволяющей раскрыть свои возможности и одновременно обеспечить свою безопасность и безопасность других людей.

что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития и существования человека, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности человека, которому в процессе существования приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». Обладает чувством юмора, может посмеяться над собой и всегда уверен, что: ВСЁ БУДЕТ ЗДОРОВО!

Информационная безопасность

Средства массовой информации - телевидение, радио, Интернет, многочисленные печатные издания - ежедневно обрушивают на нас лавину самой различной информации, интересной, познавательной и... негативной, внушающей порой страх за нашу жизнь и жизнь наших близких. Не каждый человек может с этим справиться.
Источники опасности. В современном мире на первом месте среди источников информации находится телевидение, которое обладает неограниченными возможностями информационного воздействия. Зрительный (визуальный) канал является ведущим каналом получения информации из внешнего мира, более 90% информации получаем мы с его помощью. Десятки европейских, в том числе и русскоязычных, телевизионных каналов и радиостанций в своих выпусках новостей в первую очередь извещают нас о новых человеческих трагедиях и гибели десятков, сотен, а то и тысяч людей, связанных с природными катаклизмами, терактами, техногенными катастрофами и авариями. В многочисленных сериалах и кинофильмах нам показывают ужасные сцены убийства, насилия и жестокости. Политические комментаторы постоянно делают мрачные прогнозы на будущее. Журналисты смакуют жуткие сенсационные подробности различных преступлений.
Никто не спорит, что появление компьютера – одно из важнейших достижений ХХ века. Современные компьютерные технологии позволяют знакомиться с мировыми культурными ценностями, пользоваться электронной почтой, получать разнообразные интересующие человека сведения. Компьютер стал в нашей жизни необходимым инструментом получения информации. Но надо научиться правильно пользоваться этим инструментом, чтобы он приносил благо, а не вред.
Возникла серьезная проблема влияния компьютеризации на психику человека, на его душевную организацию. Психологи отмечают серьезные изменения в познавательной и коммуникативной сферах личности человека, чья деятельность связана с использованием компьютера. Человек часто не в состоянии проверить достоверность получаемой информации, увлекаясь «знаковой информацией», он теряет т.н. «смысловую чувствительность», у него появляется безучастность к происходящему в мире. Психологи и психиатры всерьез обеспокоены появлением интернет-зависимости, уводящей личность в виртуальный мир, когда человек страдает маниакальным стремлением часами бродить по киберпространству, забывая о сне и еде. Особенно их волнует чрезмерное увлечение компьютерными играми - компьютерная игромания, увлечение общением через Интернет – чатомания, от которых нередко трудно избавиться.
Негативную информацию человек получает не только через телевидение или Интернет. На концертах беснующихся поп-звезд и на дискотеках на молодежную, как правило, публику обрушиваются сверхдопустимые для слухового восприятия децибелы, в которых зачастую, кроме ритма и грохота, нет вообще никакой информации...
Общаясь с другими людьми, человек получает также не всегда приятную для него информацию. По каналу ОБС - «одна баба сказала» часто распространяются различные сплетни и слухи, волнующие получателя информации. Наши встречи со знакомыми не всегда обходятся без рассказов о болезнях и других неприятностях, произошедших с их родными и знакомыми... Бесконечны потоки негативной информации, от которых многие не знают, как защититься.
Современные информационные технологии, широко используемые СМИ, оказывают на человека воздействие, имеющее цель изменить его потребности, взгляды, социальную ориентацию в интересах тех, кто оплачивает эти средства массовой информации, власть, политические силы, коммерческие структуры и пр. При таком информационном воздействии происходит деформация психики человека, затрагивающая не только сферу его сознания, но и область бессознательного. Личность постепенно теряет свою индивидуальность, происходит ее зомбирование, она становится легко управляемой. Изменяются критерии добра и зла. Жестокость и насилие становятся привычными атрибутами жизни. Исчезают такие присущие человеку качества, как сочувствие, сострадание, сопереживание, терпимость. В конечном счете, всё это приводит к тому, что возникает бездуховность, появляется стремление обеспечивать только свое биологическое существование, жить по принципу - «моя хата с краю», пассивность становится нормой жизни. Поэтому неслучайно перед человечеством встала острая проблема обеспечения его информационно-психологической безопасности.
Информационно-психологическая безопасность личности – это определенная защищенность сознания и бессознательной сферы психики от вредных информационных воздействий, способных против воли и желания человека изменять его психологические характеристики и поведение. Как и какими средствами ее можно обеспечить?
Люди подвержены информационному воздействию по-разному. Это зависит от возраста, индивидуально-психологических особенностей личности, жизненного опыта. Часто СМИ при информационно-психологическом воздействии на человека используют не метод убеждения личности, при котором происходит активное осмысливание получаемой информации и ее принятие или неприятие в зависимости от приводимых аргументов, а метод внушения, при котором информация воспринимается человеком пассивно, при этом она не осмысливается, не перерабатывается.
Существуют различные приемы и техники внушения, позволяющие нужной информации проникать в глубины психики (в область бессознательного), минуя защитные барьеры сознания (известный «эффект 25-го кадра», например). Внушению в большей или меньшей мере поддаются все люди, но если человеку присущи такие личностные качества как безответственность, робость, доверчивость, тревожность, мечтательность, суеверность, религиозность, склонность к подражанию, подверженность влиянию мнения группы, толпы и т.п., он становится более внушаемым. Кроме того, физическое напряжение, недосыпание, утомление, сильное эмоциональное возбуждение, ощущение невостребованности, ненужности, оторванности, скука усиливают вероятность внушения. Восприимчивость к внушению со стороны СМИ снижается по мере приобретения жизненного опыта и научных знаний.
Для обеспечения информационно-психологической безопасности личности можно рекомендовать различные способы психологической защиты. Они позволяют предотвратить или нейтрализовать негативное воздействие информации в различных ситуациях, например, масс-коммуникационных (получение информации через средства массовой коммуникации - СМК или СМИ), контакт-коммуникационных (получение информации во время массовых зрелищных мероприятий, на митингах, собраниях и пр.) и межличностных (получение информации при общении с людьми, во время бесед, встреч и пр.).

Способ защиты 1-й: «Уход» - увеличение дистанции, прерывание контакта, выход за пределы досягаемости информационного воздействия. Действия в различных информационных ситуациях могут быть такими:

отключение определенных каналов СМИ (раздражающего канала телевидения, выход из Интернета и пр.), отказ от просмотра (прослушивания) конкретных теле-радиопрограмм;

отказ от чтения некоторых газет, статей, рубрик и пр.;

уход, под различными предлогомами, с массовых зрелищных мероприятий: театра, концертного зала, кинотеатра и пр., митингов, собраний и др.;

смена неприятной темы беседы, стремление не обострять межличностные отношения во время беседы (обход «скользких тем», «острых углов» и пр.), уклонение от встреч с теми, кто является источником неприятных переживаний, прерывание под различными предлогами встреч, бесед.

В некоторых случаях защита может выразиться в более резких формах – «изгнании» или «игнорировании».
При использовании способа «изгнание» средство или источник негативного информационного воздействия изгоняется (или вытесняется) из информационной среды (отказ от пользования телевизором или компьютером, отказ посещать театральные постановки или концерты и пр.).
«Игнорирование» предполагает невосприятие информации, которая затрудняет или препятствует определенной деятельности человека, может спровоцировать конфликт, вызвать негативные эмоции.
Способ защиты 2-й: «Блокировка» - контроль информационного воздействия, выставление психологических барьеров, ограждение психики от внешнего негативного информационного воздействия.
Действия, выполняемые при «блокировке»:

критическое восприятие информации;

эмоциональное отчуждение (восприятие негативной информации «без эмоций»);

увеличение межличностного пространства – «зоны общения» во время беседы;

использование «психологических барьеров» (принижение источника информации, внутреннее осмеяние, развенчание авторитета, несерьезное восприятие информации, недоверие, настороженность, невнимательность, отвлечение и переключение внимания на другие объекты, не связанные с содержанием информационного воздействия и пр.).

Способ защиты 3-й: «Управление» - контроль процесса информационного воздействия, влияние на его характеристики и источник. Выполняемые действия:

использование обратной связи (участие в опросах рейтинга популярности определенных каналов или программ телевидения, популярности периодических изданий и пр.);

выражение в зрелищных мероприятиях своего отношения к происходящему (неодобрения, недовольства выступающими);

использование при беседе принципа «своих не обижают», для чего продемонстрировать желание стать другом, членом одной общности; ослабить или дестабилизировать активность собеседника неожиданным отвлечением (например, сделать комплимент, высказать сочувствие) и др.

Способ защиты 4-й: «Затаивание» - контроль своей реакции на внешнее информационное воздействие. Выполняемые действия:

отсрочка своих реакций, поспешных выводов и оценок, задержка или отказ от действий и поступков, вызываемых информационным воздействием (например, при нахождении в толпе, чтобы не поддаться «эффекту толпы», психическому заражению и не совершить поступков, о которых потом можно будет сожалеть);

маскировка, сокрытие чувств, проявлений эмоций и др.

Умение человека в зависимости от ситуации воспользоваться тем или иным способом психологической защиты от негативного воздействия информации способствует формированию его информационной культуры, которая, в конечном счете, и обеспечит информационно-психологическую безопасность личности.

 

педагог-психолог Елезова Елена Витальевна