«Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования».
№ | формы | цели | примечание |
1 | Посещение семьи ребенка |
тесного контакта с ребенком и его родителями • изучение психологического климата семьи • изучение условий для двигательной активности ребенка • обсуждение совместной тактики и стратегии деятельности педагогов и родителей в воспитании здорового ребенка |
• согласование с родителями удобного для них времени посещения • определение цели визита • недопущение критики в адрес родителей, их семейного уклада |
2 | День открытых дверей |
с системой физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и специалистами ее осуществляющими • привлечение внимания родителей к вопросам физического развития и здоровья ребенка и совместной здоровьесберегающей деятельности |
• оформление приглашений • проведение экскурсии по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей • показ фрагментов работы дошкольного учреждения: режимных моментов, занятия, прогулки и др. • после экскурсии и просмотра - обмен мнениями, ответы на вопросы, советы, рекомендации. |
3 | Родительские собрания | • обсуждение задач на новый учебный год, результатов образовательной работы за год, в том числе вопросов физического воспитания и здоровьесбережения дошкольников, проблем летнего оздоровительного периода, оздоровления ребенка в домашних условиях и др. |
• могут быть общие и групповые; организационные, тематические или итоговые • групповые - проводятся раз в 2-3 месяца • одно из собраний желательно посвятить обсуждению семейного опыта • оформляется приглашение • продумывается оформление и оборудование места проведения собрания (выставки, видеозаписи и др.) • продумываются способы и методы активизации родителей • тематические родительские собрания посвящены актуальным проблемам воспитания и развития детей («Знаете ли Вы своего ребенка?», «О здоровье всерьез или что делать, чтобы ребенок не болел?» и др.) |
4 | Беседы |
• выявление проблем и образовательных потребностей родителей по вопросам здоровья ребенка, оказание своевременной помощи |
• могут быть индивидуальные и подгрупповые • определение цели: что необходимо выяснить, чем можем помочь • лаконичное и значимое для родителей содержание • побуждение собеседников к высказыванию • могут использоваться самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: при посещении семьи, на родительском собрании, консультации |
5 | Консультации (например, «Совы» и «Жаворонки» в детском саду и дома», «Плоскостопие. Как его выявить?», «Формирование правильного дыхания у детей») |
• усвоение родителями определенных знаний и умений (организация рационального питания, режим дня дошкольника и др.) • помощь в разрешении проблемных вопросов |
• могут быть индивидуальные или подгрупповые для родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в развитии ребенка (например, дети с ярко выраженными двигательными способностями) • система консультаций включает разные формы: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными; практическое занятие и др. |
6 | Семинары-практикумы (например, «Как стать Неболейкой?») |
• приобретение родителями практических навыков физического развития и оздоровления детей (физические упражнения, подвижные игры, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура и др.) |
• теоретическое ознакомление с вопросом • практические выходы из конкретных ситуаций |
7 | Тренинг (например, «Общаться с ребенком...Как?») |
• тренировка и развитие необходимых качеств: умения общаться, слушать, развитие эмпатии и др.• |
• совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. • специфическими чертами тренинга являются: -нацеленность на психологическую помощь; -создание атмосферы доверия и творческой самореализации; -раскрытие и открытие новых качеств своей личности• |
8 | Дискуссии (например, «Что в большей степени способствует успешности ребенка в школе: хорошее здоровье или интеллектуальные способности?») |
прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей • вовлечь всех присутствующих в обсуждение проблемы • выработка умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт |
совместное обсуждение какого-нибудь спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины • дискуссия может быть использована в целях представления возможности увидеть проблему с разных сторон. • приемы организации дискуссии: «круглый стол», «дебаты», «форум». • приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами • важно определить регламент, предлагать родителям аргументировать свою позицию, подвести итог, сделать выводы |
9 | Семейные (родительские) клубы: «Клуб выходного дня», «Здоровый ребенок», «Папа, мама, я – спортивная семья» |
• совместный поиск оптимальных способов оздоровления ребенка • |
• объединяет общая проблема • тематика встреч может формулироваться и запрашиваться родителями • динамичные структуры – могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие (зависит от тематики встречи и замысла устроителей) • может быть организован, как совместная деятельность педагогов, родителей и детей • готовится библиотека специальной литературы (своевременный обмен, подбор необходимых книг, составление аннотации новинок)
|
10 | Школа для родителей (например, «Мамина школа», «Школа родителей будущих первоклассников») | вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка |
освещение вопросов ухода, воспитания, оздоровления, развития детей от рождения до семи лет • тематика встреч формулируется и запрашивается родителями |
11 | Устный педагогический журнал (например, «Спортивная азбука», «Тайны здоровой пищи», «Домашняя игротека», «Зарядка, которую хочется делать», «Учитесь болеть без лекарств») |
• оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания • способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам• |
• состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут • каждая страница журнала – устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, выставками рисунков, поделок, книг и др. • родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения • тема должна быть актуальна для родителей• |
12 | Родительские вечера |
поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок • сплочение родительского коллектива |
неформальное объединение, позволяющее организовать активный процесс общения • тематика может быть самой разнообразной, например, «Можно» и «нельзя» в нашей семье», «Будущее моего ребенка…Каким я его вижу?» и др. |
13 |
Родительская (семейная) гостиная, например, «Счастливая семья» |
• выявление и пропаганда позитивного семейного опыта • обмен опытом семейного воспитания |
• «хозяева» - родители, готовые поделиться образцами семейной культуры, которые они могут представлять вместе с детьми • «гости» - родители, которых волнуют проблемы семейных отношений и воспитания детей • неформальное объединение, позволяющее организовать активный процесс общения • возможность для творческих проявлений участников, взаимодействия как взрослых, так и детей • тематика может быть самой разнообразной, например, «Праздники нашей семьи», «День рождения ребенка – как мы его отмечаем?» и др. |
14 | Университет педагогических знаний |
• вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для воспитания здорового ребенка • обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи • обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания • предупредить наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании |
• имеет постоянный состав слушателей, определенную учебную программу (например, «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»), лекторский состав и т. д. |
15 | Презентация семьи |
• обмен опытом семейного воспитания |
• презентация фотогазет, фотоальбомов, видеофильмов (например, « Наш выходной день», «Семейные увлечения», «Как я провел лето» и др.) |
16 | Анкетирование родителей | • выявление проблем и образовательных потребностей родителей по вопросам здоровья ребенка, оказание своевременной помощи | предполагает жестко фиксированный порядок, содержание форму вопросов ( открытые, закрытые, комбинированные) и ясное указание способа ответа |
17 | Родительские конференции | • обмен опытом семейного воспитания («Приобщение детей к здоровому образу жизни»; «Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка») |
• помощь родителям в выборе темы, подготовке сообщений, оформлении выступлений • подготовка выставки педагогической литературы; материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, нестандартного спортивного оборудования и др. • организация консультаций врача, логопеда, психолога и других специалистов |
18 | Социально-медико-психолого-педагогическая служба |
• создание благоприятных педагогических условий для интеграции общественного и семейного воспитания детей
• интеграция усилий всех специалистов во взаимодействии с семьей
|
• организуются в дошкольных учреждениях, получивших статус Центров развития ребенка • в компетенции службы — вопросы, требующие комплексного подхода к их решению (например, коррекционно-развивающая работа с детьми) • консультативные услуги родителям, испытывающим сложности во взаимоотношениях с детьми; в случаях отставания в физическом, интеллектуальном, психическом развитии детей (могут быть платные и бесплатные)• |
19 | Презентация дошкольного учреждения | • знакомство родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов |
информация о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, инструктором по физической культуре и др.) • показ фрагментов работы дошкольного учреждения |
20 | Педагогический Совет с участием родителей (например, «Изучение индивидуальных особенностей ребенка», «Социально-эмоциональное развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка») | • привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей | заблаговременно выявляются основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме (например, в ходе анкетирования) |