Воскресенье, 22.09.2024, 07:29
Приветствую Вас, Гость

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в сопровождении детей

по подготовке к обучению в школе. 

 

Шенина О.В., учитель-логопед, Елезова Е.В., педагог-психолог
МБДОУ Детский сад «Рябинушка». 
Работа с детьми по подготовке к обучению в школе включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей. Сотрудничество семьи и детского сада является необходимым условием успешного воздействия на ребенка.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной и индивидуальной форм работы. Мы используем в своей практике разнообразные  формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, совместные праздники. Широко используем наглядно-информационные методы: фотографии, стендовую информацию в картинках, папки-передвижки, памятки, буклеты, консультации.
Многие родители не знают возможностей своих детей, которые позволяют им успешно овладевать различными видами деятельности, умениями и навыками, нормами поведения, необходимыми при обучении в школе. Опыт работы показывает: взаимодействие педагогов детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты получаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Поэтому возникла необходимость в разработке и проведении клуба для родителей «На пороге школы». 
Основная цель данного клуба:
·         Сделать родителей активными участниками в воспитании и обучении ребёнка
Задачи:
·         Оказание квалифицированной поддержки родителям при подготовке детей к школе
·         Помощь в создании комфортной для развития ребёнка семейной среды
·         Формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и детьми
Планируемый результат:
·         Успешность обучения ребенка в школе.
 
Опираясь на психологические особенности детей 6-7 лет и учитывая требования программы детского сада «От рождения до школы», был разработан план мероприятий по основным направлениям подготовки дошкольников к школе.
На занятиях клуба «На пороге школы» совместно с родителями обсуждаются проблемы предшкольной подготовки, даются практические советы и рекомендации, предлагаются различные игры и упражнения для развития психических процессов и речи.
Занятия проводятся 1раз в месяц, продолжительностью 30 – 40 минут.
Тематический план работы родительского клуба «На пороге школы»
 
Формы работы
Тема мероприятия
Круглый стол
Тема: «Взаимосвязь ДОУ и семьи по формированию готовности ребёнка к школьному обучению»
·         Педагог-психолог «Психологическая готовность детей к школе»
Цель: познакомить родителей с понятием «Психологическая готовность», результатами диагностики развития психических процессов и психолого-педагогической оценки готовности детей к обучению в школе
·         Учитель-логопед «Речь ребёнка, поступающего в первый класс»
Цель:  познакомить родителей с требованиями и нормами речевого развития детей 6-7 лет, с результатами речевой диагностики
·         Папка-передвижка  «Готовность к школе – это определённый уровень»
 
Консультация-практикум
Тема: «Учимся играя»
·         Теоретический вопрос
Цель: дать представление о значении развития психических процессов для формирования интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.
·         Практический вопрос
Цель: дать практические навыки  использования коррекционных игр и упражнений по развитию психических процессов.
·         Выставка игр
·         Папка-передвижка «Учимся играя»
Цель: познакомить родителей с играми, упражнениям, способствующими развитию у детей внимания, памяти, мышления, воображения.
 
Аукцион вопросов и ответов
Тема:  «Подготовка к усвоению грамоты»
Цель: Сформировать у родителей представление о необходимости готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Помочь родителям сделать данное направление подготовки детей к школе развивающим, игровым и занимательным.
·         Анкетирование
·         НОД с детьми
·         Теоретический вопрос «Подготовка к усвоению грамоты»
·         Практический вопрос «Аукцион вопросов и ответов»
·         Папка-передвижка «В королевстве звуков»
Цель: продолжать знакомить родителей с играми и упражнениями для развития слухового внимания, фонематического слуха.
 
Практикум для родителей
Тема:  «Вправо, влево… Вверх, вниз - просто, интересно и эффективно»
·         Педагог-психолог «Формирование в игре пространственных представлений»
Цель: объяснить родителям значение сформированности пространственных представлений для обучения в школе, познакомить с играми, упражнениям, способствующими развитию у детей пространственной ориентировки.
·         Учитель-логопед «Как хорошо уметь писать»
Цель: рассказать о значении развития графо-моторных навыков. Познакомить с комплексом упражнений, направленных на подготовку руки к письму.
·         Папка-передвижка  «Готова ли рука к письму?»
Цель: дать родителям практические советы по подготовке руки к письму.
 
Игра - занятие
Тема: «Учимся составлять рассказы»
Цель: научить родителей составлять рассказы с детьми. Познакомить с формами и приёмами развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Выставка литературы «Развитие связной речи»
 
Познавательная викторина
Тема: «Путешествие в страну  АБВГДейка»
Цель: подвести итоги работы клуба «На пороге школы» по всем направлениям. Показать результаты совместной работы родителей и педагогов по подготовке детей к школе. 
 
Совместная работа психолога и логопеда с родителями определила эффективность подготовки ребенка к обучению. Адаптация детей к школе прошла более успешно.
Литература:
Безруких М.М.Как подготовить ребенка к школе
Гуткина Н.И.  Как подготовить ребенка к школе
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы
Дьяченко О.М.. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает
Лопухина И.С. 550 упражнений для развития ребенка  
Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе
Григорович Л.А., Ермоленко О.С., Марцинковская Т.Д. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе
Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе
 

Артикуляционная (речевая) гимнастика

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Любые недостатки речи, в том числе и нарушение звукопроизношения, могут ограничивать общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влиять на формирование эмоциональной сферы. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение. Родителям необходимо обращать внимание на  произношение у ребёнка. Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения произношения требуют специальной логопедической помощи и выполнения артикуляционной гимнастики.

Различные пособия помогут вам решить эти вопросы, но прежде всего вы должны проконсультироваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их! Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Выполнение артикуляционной гимнастики поможет заботливым и терпеливым родителям и их детям своевременно овладеть правильным звукопроизношением;  подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые ребёнок самостоятельно освоить не смог; поможет исправить нарушения  произношения. 

Перед тем как приступить к занятиям, вы должны чётко знать, какие звуки у ребёнка нарушены; знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.

Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

Отрабатывайте с ребёнком 2-3 упражнения, а затем добавляйте по одному. Помните, что упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребёнка и ни в коем случае не высказывайте  недовольство, если что - то не получается.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

-улучшить подвижность артикуляционных органов;

-укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

-подготовить ребёнка к правильному произношению звуков

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Требования к артикуляционной гимнастике 

 Следует выполнять те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать

 Проводить гимнастику надо ежедневно

 Ее можно делать в течение 3—5 минут 

 Не следует предлагать детям более 2—3 упражнений

 Соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо взрослого и свое лицо.

 Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

 Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме. 

Последовательность  работы над каждым упражнением 

 Рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке);

 Показ взрослым упражнения;

 Выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

 Проверка правильности выполнения, указание на ошибку;

 Выполнение упражнения без  зеркала (если это возможно). 

Используют два вида общеразвивающих  упражнений:

Статические - упражнения направлены  на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. 

Динамические - упражнения требуют ритмического повторения по 6—8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Для того чтобы вызвать интерес у детей к речевой гимнастике, советуем проводить её в занимательной сказочной форме. В сказке о весёлом язычке обязательно должен быть элемент новизны. Учите детей сочинять сказки про  язычок. Полезно поменяться ролями: ребёнок рассказывает сказку, а взрослый выполняет упражнения.

Сказка о Весёлом Язычке.

Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом 

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так ( рот закрыт, открыт). Непоседливый язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).подул лёгкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

Литература:

1. О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёва Серия «Готовимся к школе». Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. Издательский дом ЛИТЕРА. Санкт – Петербург 2004

2. Н.В. Новоторцева рабочая тетрадь по развитию речи на звуки. Ярославль «Академия развития» «Академия, К0», 1999

 

Речь ребёнка, поступающего в первый класс.

Ваш ребёнок находится на пороге школы,  поэтому необходимо помнить, что речь является средством общения, средством познания окружающего мира, а  процесс школьного обучения построен на свободном владении ребенком речью. Ребёнок, к моменту поступления в школу должен овладеть всей системой родного языка, в которую входят: словарь, грамматика, звукопроизношение, слоговая структура слов, фонематические процессы. Давайте рассмотрим каждый из данных компонентов.

Словарь:

К моменту поступления ребёнка в школу он должен иметь словарный запас такого уровня, чтобы свободно общаться со взрослыми, сверстниками и мог поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту.

Ребёнок  должен точно подбирать слова, ясно отражать свои мысли, связывать факты в единое целое.

В этом возрасте ребёнок может использовать все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, синонимы, антонимы).

Плавность,  точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребёнка и умения правильно пользоваться им. 

Связная речь:

Связная речь зависит от уровня словарного запаса. Речь  ребёнка должна быть чёткой, логически последовательной, достаточно развёрнутой. Ребёнок должен уметь завершать свою мысль, высказывание

• Ребёнок должен уметь: описывать игрушку, предметы; раскрывать содержание картины; рассказывать сказки, увиденное, услышанное; уметь передавать свои впечатления, переживания.

• Ребёнок должен уметь самостоятельно придумывать сказки, рассказы, истории.

• В процессе общения дети  должны употреблять простые и сложные предложения.  При составлении предложений должны уметь правильно использовать предлоги и союзы. Пользоваться диалогической и монологической речью.

Грамматический строй речи:

Речь ребёнка, в этом возрасте должна быть грамматически правильной. Дети умеют  связно строить простые и сложные  предложения, правильно согласуя в них слова. Дети должны уметь изменять слова, образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов. 

Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребёнка.

Звуковая сторона речи: 

Произносительная сторона речи детей достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносить все звуки речи, чётко и внятно произносит слова и  фразы (в том числе слова сложной слоговой структуры), может говорить, в зависимости от ситуации, громко, тихо, шёпотом. Умеет изменять темп речи, пользуются интонационными средствами выразительности.

Фонематические представления: 

Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, умеют дифференцировать (различать) звуки. Владеют навыками звукового анализа слов: выделять звуки в словах, подбирать слова на заданный звук, устанавливать количество и последовательность звуков в словах, уметь делить слова на слоги, предложения на слова.

     Итак, к моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже. Свободно пользуется монологической речью: может рассказать о пережитых событиях, содержание сказки, рассказа, описать предметы, раскрыть содержание картины. Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.

 Литература: Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок». Москва: Просвещение, 1988