Воскресенье, 22.09.2024, 07:33
Приветствую Вас, Гость

«Переход на ФГОС дошкольного образования: 

проблемы и перспективы»

 

Что мы имеем в виду, когда говорим 

«дошкольное образование»?

Для государства – это особая сфера работы с детьми, в первую очередь, определяющая заботу о детстве в условиях дошкольных образовательных организаций и вариативных форм работы с детьми.

Для общества – это особый рынок услуг по уходу и присмотру за детьми на период трудовой занятости родителей, а также рынок стихийных предложений частного характера по поводу индивидуальной работы с детьми в дошкольном возрасте.

И только для специалистов в области образования, представителей дошкольной педагогики и психологии дошкольное образование является институтом детства, занимающимся вопросами развития, воспитания и обучения детей.

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьёзного обновления. Новые формы финансирования новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога – всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Это связано с введением в действие Федерального закона №273 ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

С 01.01.2014г. вступил в силу ФГОС дошкольного образования.

Основными идеями государственного стандарта дошкольного образования являются:

- гарантии полноценного развития ребёнка;

- защита его от некомпетентных взрослых;

- регулирование и повышение качества педагогического процесса;

- создание эффективного механизма управления и развития вариативной системы дошкольного образования.

Разработка и утверждение стандарта связана с тем, что впервые в истории российского общества дошкольное образование стало полноценным уровнем образования. Поэтому ФГОС ДО предполагает взаимодействие всех уровней и структур системы образования, которые должны обеспечить необходимые условия: нормативные, правовые, кадровые, научно-методические и материально-технические.

           Главный принцип Федерального государственного образовательного стандарта – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых отводится игре. Основная задача стандарта – позитивная социализация и индивидуализация личности.

Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма – когда принятие любых государственных решений связано с детством. Дать ребёнку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помогать в ней развиваться, находясь при этом не над ним, а рядом, вместе. Развить в ребёнке главную мотивацию – «Хочу узнать!». Позволять детям говорить, мыслить самостоятельно, искать ответы на вопросы. Прививать детям жажду открытий в получении знаний – вот главная задача дошкольного образования ставшего первой ступенью образования.

Согласно нового Стандарта дошкольные учреждения продолжат готовить дошкольников к школе, но эта подготовка состоит не столько в формировании определённой суммы знаний, сколько в развитии базовых способностей личности, её социокультурных навыков и здорового образа жизни. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного детства.

Сегодня мне хотелось бы не только рассказать о проделанной работе по реализации внедрения ФГОС ДО, но и обозначить проблемы и наметить перспективы развития.

В начале нашей работы по данному направлению мы изучили 

План внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в Вилегодском районе на 2013-2015 годы, утвержденного приказом отдела образования администрации муниципального образования  «Вилегодский муниципальный район» от 21апреля 2014г. № 33. и на основе его составили  свой план-график  на 2014-2016годы, утвержденного приказом по МДОУ Детский сад «Рябинушка» от 01.12.2014г. № 412.

Цель: обеспечить введение ФГОС ДО в образовательный процесс МДОУ Детский сад «Рябинушка».

Задачи:

 Разработка организационно-управленческих решений, регулирующих реализацию введения ФГОС ДО;

 Организация методического и информационного сопровождения реализации ФГОС ДО;

 Наполнение нормативно-правовой базы необходимыми документами, регулирующими внедрение и реализацию ФГОС ДО;

 Организация повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Планирование и осуществление деятельности по введению ФГОС ДО было организовано по нескольким блокам:

1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ДО

    2. Организационное обеспечение введения ФГОС ДО

3. Кадровое и научно-методическое обеспечение введения ФГОС ДО

4. Информационное обеспечение введения ФГОС ДО

5. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ДО

Рассмотрим более подробно данные блоки.

1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ДО:

1.1 Разработан и утверждён план-графика введения ФГОС ДО в МБДОУ Детский сад «Рябинушка»

1.2 Сформирован  банк данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, локальных актов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО

1.3 Разработаны, скорректированы  и утверждены локальные акты, регламентирующие организацию и реализацию ФГОС ДО в МБДОУ Детский сад «Рябинушка»

1.4 Разработана и утверждена образовательная  программа дошкольного образования МБДОУ Детский сад «Рябинушка» и рабочие программы педагогов по каждой возрастной группе, которые утверждаются на установочном педсовете.

1.5 Договор между МБДОУ Детский сад «Рябинушка» и родителями (законными представителями)  о предоставлении дошкольного образования заключается  с сентября 2014 года 

2. Организационное обеспечение введения ФГОС ДО

  По подготовке введения ФГОС ДО в Детском саду   была создана рабочая группа и спланирована ее деятельность, по введению ФГОС ДО, созданию условий для реализации образовательной программы дошкольного образования,  проведен самоанализ готовности введения ФГОС ДО (самоэкспертиза). Внедрение концептуальных основ ФГОС ДО реализовывалось  через различные формы методической работы: педсоветы, семинары, практикумы, школу молодого педагога, консультации, мастер-классы, мини-тренинги, организация методических недель, выставок и конкурсов.

Педагогами был изучен опыт  внедрения ФГОС ДО в других регионах через интернет ресурсы, СМИ, приняли активное участие в межрайонной конференции г.Котласа, где познакомились с опытом работы педагогов по введению ФГОС ДО в образовательный процесс и представили свой опыт по инновационным технологиям здоровьесберегающих, познавательно-исследовательских, социо-игровых, проектных и др.).

В целях эффективной реализации дошкольного образования  ФГОС  ДО  является  создание   развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада и  группы, а также территории, прилегающей к  ДОУ.

В ДОУ был проведен анализ РППС  по созданию условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы  ДОУ Выработаны цели и задачи по реализации РППС и критерии оценки по созданию среды. Педагогам был представлен перечень необходимого оборудования по возрастным группам для анализа наполняемости развивающих центров. 

Педагогам были определены компоненты РППС по образовательным областям с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. 

Образовательная деятельность в детском саду строится с учетом требований ФГОС ДО  и  направлена на  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по 5 образовательным областям:   

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

            Используются различные формы работы с детьми: НОД, совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная, самостоятельная деятельность детей по выбору. Образовательная деятельность носит интегрированный характер, осуществляется тематическое планирование учебно-воспитательного процесса в каждой возрастной группе. Темы рассчитаны на 1 или 2 недели, в зависимости от сложности и объема материала. В тематическом планировании учтен региональный компонент, требования программы. 

В нашем ДОУ воспитывается 8 детей с ОВЗ из них 6детей, дети-инвалиды. Дети имеют разные диагнозы, некоторые имеют сложную структуру дефекта.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ является одним из видов специальной организации образования  для оказания комплексной педагогической и социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями в развитии по внедрению в среду типично развивающихся сверстников. 

 

Целью данной работы: 

Создание оптимальных условий детям с разными возможностями для формирования и развития их жизненных компетентностей, способствующих социальной адаптации и интеграции в  общество. 

В МБДОУ созданы условия для успешной интеграции детей с нарушением развития среди нормально-развивающихся сверстников.

       Дети с ОВЗ привыкают к обществу сверстников с нормальным развитием, учатся взаимодействовать с ними. 

В течение дня дети взаимодействуют друг с другом не только на занятиях, но и во всех видах деятельности, т.е. происходит интеграция во всех направлениях.

Инклюзивное образование в ДОУ реализуется через комплексный подход. 

С каждым ребенком работает многопрофильная команда: 

Заведующий МБДОУ, старший воспитатель, воспитатели, учитель - логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, физинструктор.

Основные   направления  работы:

• комплексное изучение проблем ребенка междисциплинарной командой специалистов и определение возможностей и потребностей ребенка в психологической, коррекционно-педагогической  и социальной помощи

• оказание комплексной психолого-педагогической помощи по внедрению в среду типично развивающихся сверстников в виде психолого-педагогической коррекции и социальной реабилитации детей  с ОВЗ; 

• проведение коррекционно-развивающего обучения в форме индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий

• консультирование и обучение родителей по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях семьи

• методическое руководство и оказание помощи педагогам  по включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду

• разработка и составление индивидуальной адаптированной программы

В ДОУ организована  работа ПМПк

• Заседания ПМПк проводятся 4 раза в год. Во время проведения которых идёт обсуждение уровня развития ребёнка, его динамики, достижений, трудностей, поставленных целей, выбор форм работы, решается вопрос об адекватных формах развития. Корректируются образовательные маршруты и адаптированные программы с учетом особенностей детей, то есть отслеживаем развитие ребёнка.

Работает логопункт

• Логопед проводит диагностику речи детей и, в случае обнаружения нарушений, планирует, разрабатывает и организует программу логопедического сопровождения. Осуществляет развивающую и коррекционную работу по исправлению речевых нарушений в форме групповых и индивидуальных занятий.

Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

3.Кадровое и научно-методическое обеспечение введения ФГОС ДО

Кадровый потенциал учреждения является наиболее  важным ресурсом, позволяющим обеспечивать высокое качество дошкольного образования. ФГОС ДО определяют, что квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам установленным в Едином квалификационном справочнике в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования». Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей.

     В МБДОУ общая численность педагогических и руководящих работников составляет  38 человек.     Обеспеченность педагогическими кадрами составляет 100%.     В МБДОУ молодой, творческий коллектив, постоянно повышающий свой, профессионализм и мастерство, умение строить образовательный процесс с учетом современных требований.

Педагоги ДОУ 1 раз в три года проходят курсовую переподготовку в АО ИОО  по введению  и реализации ФГОС ДО»

Информационное обеспечение введения ФГОС ДО

Педагоги повышают свой профессиональный уровень и через изучение методической литературы, СМИ, посещают сайты и сами делятся опытом работы по организации образовательного процесса в соответствии современными требованиями. В детском саду пополняется фонд методической литературы с учетом  требований ФГОС ДО.

На сайте ДОУ периодически обновляется и пополняется раздел «ФГОС ДО». Вся информация о работе учреждения отражена в Публичном докладе о реализации плана введения ФГОС ДО.

В детском саду создаются  возможности для предоставления информации о ФГОС ДО семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности на сайте ДОУ, информационных стендах, буклетах.

На родительских собраниях  обсуждаются с родителями (законными представителями) детей вопросы, связанные с реализацией ФГОС ДО в учебно-воспитательном процессе.

Вовлекаем  родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов, акций  совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Реализуя работу в ДОУ при взаимодействии всех участников образовательных отношений, используя формы работы и приемы в соответствии с возможностями и потребностями педагогов, детей и родителей, повышения уровня профессионализма и методической грамотности педагогов,  привлекли родителей к активному участию жизни детского сада по вопросам воспитания и обучения детей.

По результатам мониторинга среди родителей по оценке качества образования и установления степени удовлетворённости качеством услуг в ДОУ проведённого в мае 2017 года - 90% родителей отмечают высокий уровень деятельности ДОУ в этом направлении.

5.Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ДО

ФГОС ДО предъявляет  Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Материально-технические и медико-социальные условия соответствуют требованиям.

Группы расположены в отдельных помещениях, где созданы все условия для воспитания и образования детей дошкольного возраста.  

Групповые помещения оборудованы необходимым игровым и дидактическим материалами. 

Создавая материально-технические условия в детском саду  опирались на:

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

И в течение 3-х лет приобретены: методическая литература и методические пособия, игры, игрушки, используемые в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО на сумму 1 324 082,07 рублей

Таким образом, отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:

1.  Работа службы сопровождения и инклюзивного образования в ДОУ

2. Использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий;

3. Осознание педагогами необходимости перехода на развивающие

системы воспитания и обучения;

4. Возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами.

 

Но наряду с положительными моментами есть и проблемы,

которые необходимо решить:

 

1.Построение образовательной деятельности, направленной на формирование у ребёнка жизненно важных базовых ценностей культуры мира. 

 2. Проблемы в организации развивающей предметно-пространственной

среды, в группах отсутствует компьютерная техника, интерактивные доски, недостаточно игрового оборудования.

3. Квалификация педагогических работников не полностью соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Профессиональному стандарту педагога.

4. 40% педагогического коллектива имеет небольшой опыт работы в занимаемой должности.

Проблемы есть, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. 

Выступление будет незаконченным, если не скажу о дальнейших перспективах в нашей работе по ФГОС ДО. Это:

1. Продолжение изучения и применения современных инновационных психолого-педагогических систем в образовательном пространстве.

2. Продолжение поиска новых, современных приёмов и методов взаимодействия педагога с родителями, направленных на повышение активности родителей как полноправных участников образовательного процесса.

3. Укрепление материально-технической базы, обеспечение доступности педагогов к работе на компьютере; обеспечение групп развивающими игрушками; обеспечение периодичности сменяемости детской мебели, игрового материала, стимулирующего двигательную, познавательную и исследовательскую активность ребёнка, своевременное обновление и приобретение недостающего технологического оборудования.

4. Построение целостного образовательного пространства на этапе перехода ребёнка из ДОУ в школу.

Предстоит большая работа. Сейчас только начало пути. Нужно сделать так, чтобы ФГОС ДО стал реальным инструментом развития и повышения качества образования. Ведь нововведения сегодняшнего дня позволят дошкольникам в будущем стать успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях.