Воскресенье, 22.09.2024, 07:31
Приветствую Вас, Гость

Домашняя игротека: игры на кухне

 

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и  с пользой провести время.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «с». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки.

Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р».если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?».

Предложите ребенку найти посуду, в названии которой есть звук «ч» (чашки, чайник), звук «л» (ложки, вилки, салатник) и так далее.

Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие», «цветные» слова.

Предложите ребенку и такие игры как:

 «Так бывает или нет?». Вы задаете ребенку вопрос н-р, «Суп едят вилкой?», а он должен ответить вам и объяснить свой ответ.

«Будь внимателен». Объясните ребенку правила игры: «Я называю предметы посуды, а ты хлопнешь в ладоши, если я ошибусь»

 «Назови». Как одним словом можно назвать прибор, который варит кофе? (кофеварка). Режет овощи? (овощерезка). Мелет кофе? (кофемолка). Выжимает сок? (соковыжималка).

«Что из чего». Какой сок получается из яблок (яблочный), груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишневый), моркови, лимонов, апельсинов и так далее? И наоборот – из чего получается апельсиновый сок?

Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь, по запаху и по вкусу. Положив четыре – пять разных продуктов в пакет, попросите ребенка осторожно ощупать его и определить каждый из них и назвать или достать то, что вы попросили. Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.

Особой любовью пользуется игра – шутка «Закрой глаза – открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему положили: кусочек яблока, банана, огурца и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!

Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут вам придумать много интересных заданий и игр. Например, «Что изменилось». Попросите ребенка расположить на дверце холодильника в ряд 6 – 8 магнитов и запомнить, затем пусть он отвернется, а вы в это время поменяйте 2 магнита местами или уберите один. Повернувшийся ребенок должен сказать, что изменилось и восстановить первоначальный ряд.

«Запоминай и расставляй». Попросите ребенка послушать, запомнить, а затем расположить на дверце холодильника в ряд сначала 3 магнита, а затем, постепенно увеличить их количество до 6 – 7 или расположить магниты в ряд, попросить ребенка запомнить их порядок и отвернуться, а вы соберите все магниты в кучку, и пусть ребенок  их вернет в исходный ряд.

«Что где». Попросите ребенка послушать,  потом расселить магниты по названным местам (н-р: в правом верхнем уголке живет (называете предмет – магнит), в левом нижнем уголке (называете другой предмет – магнит) и т.д.

Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов также можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая и закрепляя формы и цвета.

Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!

Полезным и увлекательным упражнением для развития мелкой моторики рук на кухне является упражнение «Золушка». Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать. Из сухого завтрака «Колечки» можно сделать отличные бусы и браслеты, если их нанизывать на шнурок или толстую нить.

С маленькими деть на кухне хорошо экспериментировать, т.е. изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать… можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и так далее. Предложите ребенку, отгадать какие предметы могут издавать такие звуки. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что  вы сейчас делаете.

У малышей самый любимый предмет на кухне – венчик. Налейте в миску воды, добавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Пододвиньте к раковине стул, наденьте ребенку фартук, закатайте рукава, и вы увидите сами, с каким восторгом он будет взбивать мыльную пену.

Можно поиграть с малышом в следующие игры: «Три медведя», предложив ему выбрать ложку, миску, кастрюлю для Михаила Иваныча, для Настасьи Петровны, для маленького Мишутки.

 

 

Подготовила педагог – психолог  Елезова Е.В.

 

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

 

 Основное внимание в словарной работе с детьми младшего возраста уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи: существительных,  глаголов, прилагательных, наречий.

             Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы “что это?”, “кто это?”, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (“какой?”), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, возможные действия человека (“что делает?”).

 

“Угадай игрушку”

 

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

 

Взрослый показывает и называет  ребенку 3—4 игрушки. Надо научить правильно называть предмет: “Это... (заяц, лиса, утенок)”. Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: “Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко”. Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

 

“Скажи какой”

 

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

 

Взрослый достает из коробки предметы, называет их (“Это груша”), а ребенок называет признаки (“Она желтая, мягкая, вкусная”. “Это помидор”. — “Он красный, круглый, спелый, сочный”. “Это огурец”. — “Он... продолговатый, зеленый, хрустящий”).

 

“Что напутал Буратино?”

 

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

 

В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: “У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит “мяу!”. “У зайца маленькие ушки, он зеленый”. “У кошки колючая шубка”. Ребенок исправляет неточности.

 

“Сравни разных зверят”

 

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

 

Взрослый предлагает рассмотреть мишку и мышку.

— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики). — Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).

 

— Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.

 

— В таких играх дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий), зеленая лента узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные).

 

 

 

“Назови одним словом”

 

Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.

 

— Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?

 — Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе?

— Сели куклы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)

— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

 

“Кто что умеет делать”

 

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

 

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как голос подают.  Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

 

“Кто назовет больше действий”

 

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

 

— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.) За каждый правильный ответ ребенку дается жетончик.

 

 

 

 

В этом возрасте необходимо уделять внимание воспитанию темпа речи, дикции, силы голоса.

Важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.

— Например, детям читается русская народная песенка “Курочка-рябушечка”. Взрослый сначала читает ребенку всю песенку, а затем начинается диалог.

— Курочка-рябушечка, куда идешь?

 — На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем идешь?

 — За водой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

 — Цыплят поить. Они пить хотят.

— На всю улицу пищат — пи-пи-пи!

 

—Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).

 

 

 

Игры и упражнения для развития речи старших дошкольников

 

Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет. Широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов.

“Найди точное слово”

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Узнай, о каком предмете я говорю: “Круглое, сладкое, румяное — что это?” Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

— Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).

— Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

— Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).

 

“Кто больше слов скажет”

Цель: называть качества, признаки, действия, черты характера животных.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

 

“Высокий — низкий”

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки, мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка

— Посмотри на картинки. Скажи, чем отличаются похожие лица и  предметы.

— Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик).  — Большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника

— Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. (“Я нарисовал большой дом и маленький домик”. “Река глубокая, а ручей мелкий”. “Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие”.)

 

“Один — много”

Цель: упражняться в образовании множественного числа слов; подбирать к словам определения и действия.

Детям показывают картинки с изображениями одного и нескольких предметов.

— Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)

— Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.)  

— Отгадай загадку: “Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает”. Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)

— Это — машина, а это... (машины). В гараже много... (машин). Какие они? (Грузовые, легковые.) Названия каких машин ты ещё знаешь? Зачем нужны машины?

— Аналогично называются разные предметы. Что это? Чего здесь много?

— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? ( мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

Подготовила: учитель-логопед  Шенина О.В.

 

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

   Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

   Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

    Вашему вниманию, мы  предлагаем игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

 

Вежливые слова

 

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

 

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

 

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

 

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

 

Игра «Веселая сороконожка»

 

Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Не забудьте включить детям веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

 

 

Вышли мыши как-то раз

Ритмическая игра с высокой степенью эмоционального заражения. Облегчает включение в деятельность. Может использоваться как игра для развития интонационной стороны речи (темп, громкость).

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два, три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мыши вон.

Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями (топают или хлопают ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой). Со словами «страшный звон» можно, например, позвонить в колокольчик. Последняя строка произносится в быстром темпе.

 

Правая и левая

Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела.

Правая и левая водят поезда.

Правая и левая строят города.

Правая и левая могут шить и штопать.

Правая и левая могут громко хлопать.

Ночь стоит над городом,

Руки так устали,

Правая и левая спят на одеяле.

Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится.

 

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

Подготовила Суворова Нина Леонидовна,

социальный педагог

МБДОУ  Д/с «Рябинушка»