Речь педагога- образец для подражания.
Речь педагога должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Слово как инструмент, воздействует на ребенка, помогает установить с ним контакт.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Вслушайтесь, как говорят дети, и вы заметите, что в их интонациях, словоупотреблении проявляются речевые и языковые особенности окружающих его взрослых. Ребенок повторяет их жесты и мимику.
Перед педагогами могут возникать сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще появляются при письменном изложении выступления.
Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т. д.
Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, детьми и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.
Владеть родным языком — значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль. Для того чтобы слушающий понял говорящего, нужны еще и умения использовать необходимые языковые средства — соответствующие интонации, логические паузы и ударении, выделяющие наиболее важные, «ключевые» слова, выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому и т. д.
Одна из первостепенных задач педагога - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, уметь ставить перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и родителями? Может ли служить моя речь образцом для детей?
Дети учатся у педагога произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т. д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.).
Педагог должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический багаж — одно из требований современности.
В наше время, когда огромный поток информации приносит много новых сведений из различных областей знаний, связанных с научно-техническим прогрессом, развитием общественно-политической и культурной жизни, мы постоянно встречаемся с новыми понятиями и словами, обозначающими их. Например: аэробус, альтернатива, видеозапись, Евровидение, брифинг, универсиада, абитуриент, юниор, реанимация, экстремальный и другие, получившие сейчас широкое распространение, а также многие слова ограниченного или специального употребления.
Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.
Общение с детьми обязывает педагога вдумчиво использовать новые слова, учитывая возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи.
В результате у дошкольников накапливается словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, смотреть телепередачи и т. д.
Звуковая культура речи... Хорошая дикция, правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть педагог. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) - следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых.
Интонационная выразительность речи - немаловажный фактор воздействия на ребенка. Педагог старается разговаривать с детьми, используя разные голосовые оттенки, подчеркивающие эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.
Осмыслению того, о чем говорит педагог, способствуют логические ударения, и паузы, и сила голоса.
Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми - быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность.
Быстрая речь малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного.
Голос - профессиональный инструмент педагога. Им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Нужно умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот.
Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства: фразовые и логические ударения; паузы; движение голоса по высоте, силе, тембру; темп речи.
Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.
Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь педагог является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста.
Внешние проявления педагога должны соответствовать его душевным побуждениям, быть выразительны и одновременно сдержанны. Прежде всего, в общении с родителями, коллегами. Недопустимо вести разговор второпях, смотреть мимо собеседника, с мимикой равнодушия или высокомерия.
Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно.
Положительно влияет на развитие детей речь педагога, изобилующая эпитетами, так как художественные определения придают ей образность, эмоциональность.
У педагога, обладающего искусством употребления эпитета, и дети способны выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление. Старшие дошкольники говорят: «Зима — художница. Вон как разрисовала стекла»; «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик — белая и пушистая»; «Ветки, как лапы».
Не менее важно для педагога умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями, что помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще начитанному педагогу, хорошо знающему произведения писателей и поэтов.
Учить на лучших образцах родного языка — одна из важнейших задач воспитателя, которую он решает в процессе повседневного общения с детьми.
Педагог – активный пропагандист чистоты родного слова. Для пропаганды чистоты речи он может использовать индивидуальные и групповые беседы с родителями, семинары, практикумы. Темы их могут быть самыми разнообразными: «Как и о чем мы разговариваем с ребенком», «Рассказывают дети», «Что и как читать, рассказывать, разучивать с ребенком дома», «Осторожно: дети вслушиваются», «Культура речи взрослых — пример для маленьких» и др. Многие из обсуждаемых тем могут быть дополнены выступлениями воспитанников детского сада, магнитофонными записями детских высказываний, бесед и занятий по родному языку и т. д.
Учитель-логопед Шенина О.В.
Использован материал журнала «Дошкольное воспитание», статья Л. Островской