Воскресенье, 22.09.2024, 07:40
Приветствую Вас, Гость

ПЕРВЫЙ РАЗ В  ДЕТСКИЙ САД!

 

Уважаемые родители!

Ваш ребенок скоро в первый раз переступит порог детского сада. Для него начнется новая жизнь. Мы хотим, чтобы этот непростой период в его жизни прошел как можно мягче. 

АДАПТАЦИЯ – приспособление к условиям окружающей среды. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом. 

АДАПТАЦИЯ малыша к детскому саду — это привыкание ребёнка 

• к новой для него обстановке, 

• незнакомым взрослым, 

• большому количеству детей.

Каждый ребенок адаптируется по-разному: кто-то быстрее, кто-то медленнее, кто-то легче, кто-то тяжелее.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ребенка в период адаптации:

• беспокойство, 

• страх, 

• заторможенность или повышенная возбудимость,

• капризность, 

• раздражительность, 

• упрямство.

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по–разному привыкает к детскому саду. Адаптационный период может длиться от 2-3 недель до нескольких месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и реакции родителей. 

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжёлую.

При  легкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1−2 недели. У ребёнка преобладает устойчиво-спокойное эмоциональное состояние.

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20–40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Однако при поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно -   разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации; активное эмоциональное состояние, плачь, негодующий крик, либо тихое хныканье, подавленность, напряженность.

В период адаптации ребенок может временно утрачивать нетвердо сформированные навыки (пользование горшком, самостоятельная еда и т.д.). Не волнуйтесь! По мере привыкания к детскому саду навыки восстановятся.

ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ:

Главной и основной причиной проблем в поведении детей в период адаптации является: 

• Отсутствие у ребёнка опыта общения со взрослыми и детьми. 

Чем более узок был круг общения до поступления в ДОУ, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

• Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада, особенно отсутствие дневного сна.  

• Наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании, совместный с родителями сон).  

• Неумение самостоятельно занять себя игрушкой.  

• Несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков, элементарных навыков самообслуживания.  

• Несформированность необходимых навыков самостоятельности.  

• Неуверенность малыша в себе.

• Ярко выраженная эмоциональная неустойчивость.  

• Наличие психологической травмы, страхов.

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:  

• являющиеся единственными в семье;

•  чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;  

• привыкшие к тому, что их капризам потакают;  

• пользующиеся исключительным вниманием взрослых;  

• с определенными проблемами развития (в более старшем возрасте); 

• чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

в период адаптации детей к детскому саду:

1. Старайтесь дать ребенку опыт общения с другими детьми и взрослыми. Заранее готовьте ребенка к временной разлуке с родными. Посещайте детские площадки, парки, ходите в гости. Но! Во время адаптации постарайтесь максимально исключить посещение многолюдных мест, чтобы не возникало поводов для переутомления и новых стрессов у малыша. 

2 . Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребенка. 

3. Рассказывайте, что в детском саду весело, интересно. Выделяйте положительные моменты в посещении детского сада, чтобы малыш шел туда с желанием. 

4. Приучайте ребенка к режиму детского сада. Старайтесь соблюдать режим и в выходные дни. 

5. Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить эту привычку (лучше это сделать в домашних условиях задолго до поступления в детский сад). 

6. Приучайте ребенка к самостоятельности (учите малыша самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, мыть руки, пользоваться горшком (туалетом) и т. д.). Ребенок будет чувствовать себя более уверенным. 7. Давайте возможность и учите ребенка самостоятельно играть в разнообразные игрушки. 

8. Приучайте ребенка есть разнообразные блюда, ежедневно включайте в меню супы, каши, твердую пищу (картошку, мясо кусочками, котлеты), салаты.

9. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки, возможность выплеснуть эмоции, если ему это необходимо. Первое время малыш может капризничать дома, переключайте его внимание на что-то интересное. Самое главное, вовремя остановить ребенка и обеспечить спокойную обстановку перед сном (почитать книгу, рассматривать картинки, принять успокаивающую ванну и т.д.)

10. Планируйте свое время заранее! На начальном этапе посещения детского сада не следует оставлять малыша здесь на целый день. Рекомендуется забирать его через два-три часа, а по необходимости какое-то время побыть с ним вместе в детском саду. Пусть ребенок почувствует вашу любовь и поддержку!

ТЕХНИКА РАССТАВАНИЯ

Вы оставляете в детском саду встревоженное, а то и ревущее чадо? Как лучше обставить этот момент: растянуть прощание или ускользнуть украдкой, пока малыш не видит?

Способы расставания:

Разработайте ритуал прощания. Расставание не следует затягивать, прощайтесь легко и быстро. Не вызывайте у ребёнка тревогу. Ваше спокойствие, уверенность, улыбка говорят малышу, что все в порядке и можно смело отправляться в группу. Воздушные поцелуи, особые словечки, объятия – то, что действительно понравиться малышу, принесут позитивные моменты в вашем расставании.

Выберите удобные точки отсчета. Постарайтесь пораньше забирать ребёнка  из детского сада, он очень скучает. Поскольку маленькие по - своему воспринимают время, лучше сказать малышу, что вы вернетесь не в пять часов, а после «тихого часа» или перед обедом.

Дайте ребёнку в садик игрушку, постарайтесь уговорить оставить её переночевать в садике и наутро снова с нею встретиться. Если ребёнок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно.

В период адаптации будьте терпимы к изменившемуся поведению ребёнка. Вы же взрослый человек и понимаете, что он капризничает не потому что «плохой», а из-за того, что ему сейчас трудно. Любите своего ребенка и радуйтесь ему!