Воскресенье, 22.09.2024, 07:43
Приветствую Вас, Гость

 

С вами работает учитель-дефектолог      

Филина Марина Николаевна                          

Образование: высшее

Педагогический стаж: 6 года

квалификационная категория

 

  

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»

Возьмите за правило стремиться к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

1. Ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Знать своё день рождения и день рождения близких.Выучите с ребёнком:

Зиму жаль – декабрь, январь, февраль.
Весну давай – март, апрель, мая.
Летом радость – июнь, июль, август.
Осенняя пора – сентябрь, октябрь, ноябрь. УРА

2. Общий кругозор:

знать свое имя, отчество, фамилию, возраст, имена, отчества и фамилии родителей;уметь перечислять всех членов семьи; различать предметы по величине, форме, цвету; знать кто такие дедушка и бабушка;  адрес, название села, страны, столицы; месяцы, дни недели, времена года и их особенности; виды деревьев, цветов, домашних и диких животных, птиц; виды транспорта; название групп предметов (овощи, фрукты и т.д.).

3. Скорость распределения и переключения внимания.
На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, крест, звезда). Сверху дается образец. Задача заключается в том, чтобы в соответствии с этим образцом в течение двух минут ставить знаки в каждой фигуре как можно быстрее. Сначала пусть ребенок потренируется, затем по вашей команде начинает. (Работать ребенок должен последовательно, просматривая каждый значок).
4. Развитие ориентировки в пространстве и правильного использования многообразных обозначенияй пространственных отношений. Играйте в путеводитель, например: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону".

Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: "Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу, в левом верхнем углу?"
Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.
Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над треугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно.
Ребенку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.
5. Развитие способности к дифференцированному восприятию.
Покажите ребенку рисунок с изображением 12 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 7 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее и чуть короче горизонтальных, или какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.
Предложите ребенку показать все одинаковые фигуры (квадраты).

6. Развитие способности к переключению внимания.
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка, и т. д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.
7. Упражнение на развитие произвольного внимания
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий и седьмой треугольники". Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответьте, что пусть он делает так, как понял.
8. Упражнение на развитие точности восприятия: "Дорисуй фигуры"
Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. После этого пусть ребенок назовет фигуры.
9. Предложите ребенку решить задачу. Мама, папа и Маша сидели на скамейке. В каком порядке они сидели, если известно, что мама сидела справа от Маши, а папа - справа от мамы.

10. Развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы: часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик и еще многое другое.
11. - Игра "Говори наоборот"
А) Выучите с ребенком стихотворение:
Скажу я слово "высоко",
А ты ответишь - ("низко"),
Скажу я слово "далеко",
А ты ответишь - ("близко"),
Скажу тебе я слово "трус",
Ответишь ты - ("храбрец"),
Теперь "начало" я скажу,
Ну, отвечай - ("конец").

Б) Предложите ребенку игру: "Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой - маленький". Можно использовать следующие пары слов:
веселый - грустный
быстрый - медленный
красивый - безобразный
пустой - полный
худой - толстый
умный - глупый
трудолюбивый - ленивый
тяжелый - легкий
трусливый - храбрый
белый - черный
твердый - мягкий
шершавый - гладкий
и т. д.

12. «О чем говорит пословица». Цель игры – развивать образное мышление.
Взрослый проводит небольшую беседу о значении пословиц. Затем предлагает ребенку придумать небольшую сказку или рассказ, в котором кто-то из героев мог бы ее сказать.
У страха глаза велики.
Трусливому зайке и пенек – волк.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Кто зря сердит, у того голова болит.
Как аукнется, так и откликнется.
Какие сани, такие и сами.
Одна пчела много меда не наносит.

13. «Шутка». Цель игры – ребенок должен заметить как можно больше небылиц.
У нас в переулке есть дом с чудесами,
Сходите, взгляните – увидите сами:
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет.
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки. 

14. Это правда или нет?». Цель игры – формировать умение находить неточности в тексте.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок внимательно слушает и отмечает, чего на свете не бывает.
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «Га-га-га! – пел соловей.
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?

15. "Да или Нет". Ведущий загадывает слово. Можно договориться загадывать только то, что находится в поле зрения, или же загадывать любые слова. Игрок задает ведущему наводящие вопросы и пытается отгадать слово, а ведущий на вопросы может отвечать только ДА или НЕТ.

16. "Сочиняем историю". По очереди рассказываем сказку. Взрослый начинает, говорит несколько предложений, ребенок продолжает. И так далее... Можно задачу усложнить. пусть каждый игрок начинает свою часть со слов "И вдруг" или "Но".

ПРОВОДИТЕ ЗАНЯТИЯ С РЕБЁНКОМ  КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПО 25-30 МИН!!!

 

«Куда бежим?»

Представим себе обычный день ребёнка, где-нибудь в середине недели. Вот он просыпается. Точнее, его будят. И что он слышит буквально с первой же минуты после пробуждения? «Вставай скорее, времени мало».

Далее он умывается — и тоже должен сделать это очень быстро, как можно быстрее. Садится завтракать — «ешь быстрее, не засиживайся». Сборы в садик или на прогулку — «бегом, бегом, мы опаздываем». Идти в садик нужно, в лучшем случае, рысью, идеально — галопом. Раздеться в садике — ну, это особая песня… Хочется спросить: куда мы бежим? С какой целью программируем в ребёнке скоростной режим?

Пока мы бежим, мы не разговариваем, только выкрикиваем отрывистые фразы. Мы не замечаем окружающего нас — а ведь дорогу нельзя исключать из воспитательных факторов. Если мы едем куда-то, ребенку необходимо окно для наблюдения.

Если идем, путь должен быть связан со многими ритуалам. Вот знакомое дерево с дуплом, в глубине которого, если хорошо присмотреться, можно увидеть сову. Вот кормушка, которую мы сделали сами, и теперь каждое утро кормим птичек крошками, оставшимися от завтрака. А если мама при этом ещё рассказывает сказку с продолжением, героев которой ты придумал сам, — это восторг.

В дороге можно петь или учить стихи, декламируя их через строчку. Можно обсуждать важное событие вчерашнего дня. Можно вместе посмеяться — иными словами, использовать это время как пространство для общения, поскольку увидитесь вы теперь только вечером, а там — «ешь скорее», «быстрее чисти зубы», «бегом в кровать».

Имеет ли ребёнок право на неспешность? Безусловно. Прежде всего, потому, что его основная задача в дошкольном возрасте (да и позже) — впитывание мира, в котором он так недавно появился. Он принимает в себя мир, а это работа, которая делается без суеты, иначе есть шанс что-то упустить. И тогда в какой-то момент родители начинают стенать и раздражаться: «Он не понимает простых вещей! Я не представляю, почему он этого не может понять!» Вполне возможно, потому что в какой-то момент ему не дали даже приблизиться к вещам, которые он изучал на бегу, под крики «Мы опаздываем! Шевелись! А можно побыстрее?! Если ты сейчас не поторопишься, будешь дома сидеть!»

 И лучше бы он сидел дома.

 Встречаются — но редко — дети, у которых хватает характера противостоять режиму беготни. Одна моя знакомая девочка, например, делает так — в какой-то момент останавливается и начинает рассматривать небо: «Смотрите, какие облачка!» И в этот момент её, как ослика, невозможно сдвинуть с места. Пока она не рассмотрит облака во всех восхитительных деталях, движение не будет продолжаться.

Хорошо бы, чтобы родители понимали: полежать с ребёнком на снегу, глядя в небо, — благо, современная зимняя одежда позволяет сделать это без риска для здоровья, — или заглянуть в чашечку цветка, или с безопасного расстояния понаблюдать за жизнью муравейника гораздо важнее, чем прийти куда-то вовремя ценой потери всех этих милых, важных, безусловно, прекрасных вещей.

 

Педагог-психолог Филина М.Н. (http://nsportal.ru/marina-filina)

 

Использован материал журнала «Дошкольное воспитание» №7-8 / 2014г., статья Н. Вишняковой

 

 

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

 

Ребёнок идёт в школу…Что он должен уметь делать, какими знаниями и навыками обладать, чтобы в дальнейшем успешно учиться? Может, он должен знать буквы и цифры, уметь читать и писать? А быть может, он должен обладать определённым коэффициентом IQ? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, что такое готовность к школе.

В научной литературе данное понятие достаточно широко освещено с точки зрения психологии.  Психологическая готовность к школе формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного возраста и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Таким образом, у ребёнка 6-7 лет должны быть развиты на достаточном уровне внимание, память, мышление, речь, мелкая моторика. Ребёнок должен испытывать потребность в общении со сверстниками и уметь подчинять своё поведение законам детских групп. Самое главное – это внутреннее желание ребёнка идти в школу, то есть очень важна сформированность учебной мотивации.

Как отмечает А.Н. Веракса, взрослый создаёт социальную ситуацию развития, обеспечивая не только жизнедеятельность ребёнка, но и процесс его психического развития. Одним из таких взрослых является родитель (законный представитель ребёнка), психолог и воспитатели в детском саду, которые могут помочь детям подготовиться к школе.

В детском саду «Рябинушка»  в начале, в середине и в конце учебного года дети подготовительных групп обследуются с целью определения уровня готовности к школьному обучению; проводится сравнительный анализ трёх исследований.

Педагоги-психологи с детьми подготовительных к школе групп проводят циклы коррекционно-развивающих занятий. Целью данной деятельности является способствование формированию психологической готовности к школьному обучению. Занятия организуются по подгруппам и индивидуально один раз в неделю в форме игровых заданий и упражнений.

 

Предлагаем вашему вниманию памятку для развития детей 6-7 лет и последующую готовность к началу регулярного школьного обучения:

 

  1. Как можно правдивее расскажите ребёнку о школе, как вы ходили в школу, что такое урок, перемена, каникулы и т.д.

2.Повышайте общий кругозор ребёнка: знать свое имя, отчество, фамилию, возраст, имена, отчества и фамилии родителей; знать своё день рождения и день рождения близких; уметь перечислять всех членов семьи; адрес, название села, страны, столицы; различать предметы по величине, форме, цвету; виды деревьев, цветов, домашних и диких животных, птиц; виды транспорта; название групп предметов (овощи, фрукты и т.д.).

3.Формируйте у детей ориентировку в разных промежутках времени (время года, месяца, дни недели, части суток, часы, минуты).

4.Развивайте ориентировку в пространстве и правильном  использовании многообразных обозначений пространственных отношений. Дошкольнику показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: "Что нарисовано в середине, вверху, внизу, вправом верхнем углу, влевом нижнем углу, вправом нижнем углу, в левом верхнем углу?" Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.
Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над треугольником - два маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно.
Ребенку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.

5. Развивайте способность к переключению внимания.

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка, и т. д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий и седьмой треугольники и т.д.».

 Показать ребенку на 10 секунд любую сюжетную картинку, сказать число, затем фразу в 5 слов. Он должен рассказать, что изображено на картинке, повторить число и фразу.

6. Развиваем мышление. Предложите ребенку решить задачу. Мама, папа и Маша сидели на скамейке. В каком порядке они сидели, если известно, что мама сидела справа от Маши, а папа - справа от мамы.

7. Предложите игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы: часы, выключатель, ваза, столик и еще многое другое.

8. Учите самоанализу выполненной работы. Упражнение «Успех». Ребенок заканчивает предложение: «Сегодня лучше всего у меня получилось…». Затем необходимо указать, что действительно получилось лучше всего, и похвалить за успех.

Упражнения на развитие межполушарных связей и активизацию коры больших полушарий головного мозга (данные упражнения помогают детям активизироваться на работу):

упражнение «Сова» - правая рука зажимает левое плечо, а левая – правое, произнося «уф-уф-уф»; два карандаша катать в руках; пощипать большим и указательным пальцем обоих рук от бровей к вискам; пощипать ушки: сверху вниз, вытянуть серединку ушей игра «обезьянки», после массировать мочки; растопырить пальцы – сжать- растопырить;  сжать в замок руки и по очереди поднимать пальцы;   положите ладошки на стол и поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих, повторите упражнения в обратном порядке; сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях, упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой; положите на стол 10–15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем — другой.

Школа – это труд. Постарайтесь убедить ребёнка в том, что если ему будет сложно, то вы ему поможете. И не заставляйте его давать вам обещания: «учиться только на пять», «быть послушным учеником», «никогда не разговаривать на уроках» и т.д. Хороший детский психолог Джайнотт сказал: «Нельзя детей заставлять давать обещания. Когда ребёнок дает обещание с чужих слов, он как бы выписывает чек в тот банк, где у него нет счёта». Успехов Вам и вашему ребёнку!

 

М. Н. Филина, педагог-психолог

МДОУ Детский сад «Рябинушка»

 

 

Формирование представлений о днях недели у дошкольников с ЗПР в различных видах детской деятельности.


Учитель-дефектолог: М.Н. Филина
Одной из задач по ФЭМП  в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Дни недели, неделя – это понятия абстрактные. Их нельзя потрогать, у них нет цвета, а значит, и запомнить их детям очень непросто. Для запоминания необходимо использовать различные наглядные пособия. Это поможет ребенку «увидеть и потрогать» дни недели и обучение пойдет гораздо успешнее. Формировать  и закреплять данные понятия  необходимо в различных видах детской деятельности.
Коммуникативная деятельность – это  прежде всего беседа, в процессе которой закрепляются представления ребёнка о днях недели. Для ежедневной продуктивной беседы можно порекомендовать иметь  зрительную опору - календарь «Дни недели».  Изготовить его можно в виде циферблата часов, где вместо привычных цифр, указывающих время, будут названия дней недели (лучше — с их порядковыми номерами) и одна стрелка. 
Каждое утро переводите вместе с ребенком стрелку на нужный день недели и проговаривайте название сегодняшнего дня. 
Обязательно обратите  внимание ребенка на то, что в названии некоторых дней недели содержится «подсказка»: вторник - второй день недели, среда — в середине недели, четверг — четвертый, пятница — пятая. Каждый день недели разного цвета, соответствующего спектру радуги, при назывании дня обращайте внимание ребёнка на цифру. 
Ежедневно задавайте вопросы, которые помогут закрепить очерёдность дней недели.
-Сколько в  неделе дней? Сколько выходных? Сколько  будней?
- Какой день недели первый? 
- Какой день недели последний?
- Какой день  недели идет после среды? Перед  вторником?
- Какой день  недели спрятался между средой  и пятницей? 
- Как называется  второй, четвертый, третий, пятый  день недели?
Каждый день называйте день недели. Затем попросите ребёнка назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будет закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра. Если ребёнок посещает детский сад или развивающие центры, можно вспомнить в какие дни бывают занятия.
В качестве наглядности может быть сделан также деревянный календарик с отверстиями напротив каждого дня недели и фишкой, вставляющейся в отверстие. Пусть каждое утро, проснувшись, ребенок вставляет в отверстие фишку, а вы говорите ему: «Сегодня — вторник, второй день недели»
Ещё один вариант наглядного представления последовательности дней в неделе — нарисуйте на бумаге или сделайте аппликацию в виде паровозика и семи разноцветных вагончиков, на которых написаны названия дней недели. При этом ребенку становится понятно, что как вагоны за паровозом следуют всегда в одном порядке и не могут поменяться местами, так и дни недели строго идут один за другим и пятница никогда не сможет обогнать среду. Прикрепив такой паровозик на холодильник или магнитную доску ребёнка, вы сможете прикрепить на вагончик магнитик и передвигать его в соответствии с днём недели.
  Игровая деятельность. Закреплять данные понятия необходимо в играх с игрушками. 
•    Предложите ребёнку поставить в ряд 7 игрушек и раздать каждой игрушке по кружочку семи разных цветов. Ребенок раздает  и называет: «Кукле – понедельник, мишке – вторник и т.д.). Затем кружочки собираются, перемешиваются и раздаются снова точно таким же образом в порядке следования дней недели.
•    Выстройте вместе с ребенком 7 матрешек по росту и  попросите его назвать каждую матрешку определенным днем недели. Все семь матрешек – это неделя.
•    Пирамидка «Гусеница» с цифрами поможет ребёнку закрепить названия дней недели и их порядок в процессе игры.
Игра «Будь  внимательным»
Вы называете  разные слова, в том числе и  дни недели. Если малыш слышит название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.
Игра «Покажи правильно»
У ребенка карточки с цифрами от 1 до 7. Вы называете  день недели, ребенок показывает соответствующую  карточку, понедельник – 1, вторник  – 2 и т.д. Карточки с цифрами можно  заменить карточками с точками (от 1 точки до 7). Если карточек нет, можно показывать на счетных палочках – 1 палочка, 2 палочки и т.д. или прохлопываем в ладоши нужное количество раз.
Играем с мячом
Встаньте напротив, кидайте друг другу мяч и по очереди называйте дни недели. Усложнить игру можно называя дни недели в обратном порядке.
Трудовая деятельность. Предложите ребёнку повторять названия дней недели во время наведения порядка после образовательной деятельности, уборки комнаты, ухода за цветами, складывания игрушек, мытья посуды.
Двигательная деятельность. 
Выполнение движений  со словами:
В понедельник – потянулись
А во вторник мы согнулись.
В среду все поприседали.
А в четверг мы поскакали.
В пятницу – похлопали.
В субботу  мы потопали.
В воскресенье покружились
И на место возвратились.
Продуктивная деятельность. Предложите ребёнку расположить части разрезной картинки в соответствии с порядком дней недели. Если ребёнок правильно справиться с заданием, то соберёт разрезную картинку. Разрезная картинка может соответствовать теме недели. В данном примере  - это «Животные»
 Можно предложить ребёнку сделать самостоятельно дни недели из цветного картона или сделать цветок – семицветик, где каждый лепесток – день недели из пластилина.
Поисково-исследовательская деятельность. Представьте вместе с ребёнком ситуацию, когда один из дней недели, например четверг, потерялся. Это легче всего представить на наглядных моделях дней недели.
-Что произойдёт? ( Вместо субботы будет пустота.)
-Что произойдёт с неделей? (Она станет короче. Ряд недели прервётся. )
- Что произойдёт с порядком дней недели? (Он будет нарушен)
- Какой день недели будет следовать за пятницей? (Воскресенье)
- Может ли после третьего дня недели наступить пятый день? ( Так не бывает. Дней недели должно быть 7. Они должны следовать друг за другом в строгом порядке)
Музыкально-художественная деятельность. Чаще обращайте внимание ребенка на то, что многие события в его жизни повторяются в определенные дни. Например, по вторникам вы ходите с ним в бассейн, по пятницам — на танцы, а в субботу обычно в гости приходит бабушка. Рядом с кругом «Дни недели» можно вешать листочек, на котором ребёнок вместе с мамой может рисовать то, чем ему наиболее запомнился этот день.
Размножив в 7 раз раскраску любимой героини или сказочного героя ребёнка, можно предложить раскрасить их одежду в  определённый цвет, соответствующий дню недели. Расположив раскрашенные картинки по порядку, ребёнок называет дни недели.
А для того, чтобы во время художественной деятельности пальчики не уставали  и развивались. Повторяйте весёлую музыкальную гимнастику для пальчиков, слова которой помогут закрепить названия дней недели.
Пальчиковая музыкальная разминка:
Среди дней любой недели
Первым будет понедельник.
День второй за ним пошел,
Это вторник к нам пришел.
Нам не деться никуда...
Третий день всегда среда.
Он четвертый там и тут,
Этот день четверг зовут.
В череде рабочих дней
Пятый пятница теперь.
Вся закончена работа
День шестой всегда суббота.
День седьмой?
Его мы знаем:
Воскресенье, – отдыхаем!
Чтение художественной литературы. Еще один способ помочь ребенку выучить дни недели — разучите с ним весёлое стихотворение о днях недели. Таких стихов есть немало в интернете. Это «Муха-чистюля» Ян Бжехва, «Семь дней недели» А. Усачёв, «Неделя» Е. Стеквашова и др.

Источник: nsportal.ru.
автор: Романович Олеся Анатольевна