Взаимодействие
детского сада и семьи в реализации
основной
общеобразовательной программы ДОУ
Семья
– социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность
поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей
и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С.Выгодский писал,
что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.
Семья и дошкольное учреждение – два
важных института. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего
развития ребенка необходимо их взаимодействие. Насколько эффективно ребенок
овладевает умением взаимодействовать с другими детьми и взрослыми,
организовывать собственную деятельность будет зависеть от отношений семьи и
ДОУ.
Важнейшее требование, которому сегодня
должен отвечать современный детский сад, чтобы обеспечить целостное развитие
ребенка – развитие конструктивного взаимодействия с семьей, обладающей, по
мнению ,отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Е.А.Аркин,
Е.А.Флерина, Д.Боули, Б. Тайзард, М.И.Буянов и др.), способностью передачи и поддержки
присвоения личностью основ материальной и духовной культуры человечества.
Ведущей целью взаимодействия детского сада
с семьей является создание условий в детском саду для развития ответственных и
взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное
развитие ребенка, компетентности его родителей, заключающейся в способности
разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка.
В соответствии с п. 6.6., 6.8 ФГТ к
условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования от 20 июля 2011г №2151 ДОУ должно строить взаимодействие с
родителями с целью осуществления полноценного развития каждого ребенка.
Выстраивая взаимодействие с семьей по
вопросам той или иной образовательной области педагоги нашего ДОУ уточняют
выделенные задачи, наполняя их необходимым содержанием. Нами определены
основные направления и формы взаимодействия детского сада и семьи.
Направления: 1.Анкетирование родителей (формы:
собрания-встречи, социальный паспорт семьи, изучение запросов, тесты и
диагностики, оценка деятельности ДОУ и др.)
2.
Просвещение родителей (родительские собрания, наглядно-текстовая
информация, консультирование, шкатулка вопросов, школа для родителей,
информирование родителей о ходе образовательного процесса и др.)
3.Обучение
практическим умениям (семинары-практикумы, мастер-классы, дни открытых
дверей, тренинги и др.)
4.
Вовлечение родителей в образовательный процесс (открытые мероприятия,
совместные праздники и досуги, проектная деятельность, клуб выходного дня,
акции, выставки и конкурсы, совместные экскурсии, обмен семейным опытом и др.)
Сотрудничество с семьей планируется на
весь учебный год по всем направлениям в каждой возрастной группе, что позволяет
строить разностороннее взаимодействие, позволяет выделить проблемы, дает
возможность поделиться опытом семейного воспитания, расширить кругозор по
проблемам воспитания и образования детей.
Т.о. целесообразно организованное,
поэтапное взаимодействие педагогов и родителей способствует: формированию
активной педагогической позиции родителей, установлению доверительных отношений
между участниками образовательного процесса, вооружению семьи педагогическими
знаниями и умениями и ,как следствие, разностороннее развитие ребенка.
Необходимо и дальше совершенствовать формы сотрудничества с семьей, учитывая их запросы, социальное положение, социальный статус, ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должны занять педагоги и родители. Им следует научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.