Воскресенье, 22.09.2024, 07:41
Приветствую Вас, Гость

                                               Приучаем

малыша к самостоятельности

 

Если вы постоянно контролируете своего ребенка, привыкли решать за него все вопросы и ограждаете от любых трудностей, не удивляйтесь, что он нерешителен и беспомощен в самых простых ситуациях. Когда он вырастет, то вряд ли поблагодарит вас за эту медвежью услугу. Вот несколько советов, которые помогут вам исправить положение.

     Предоставьте ребенку право выбора. Вместо того чтобы строго отправлять ребенка спать, миролюбиво спросите его, не хочет ли он посмотреть перед сном вечернюю сказку или, может он хочет, чтобы ему почитали любимую книгу. Даже такой простой выбор позволит ребенку почувствовать, что он контролирует ситуацию и его воспринимают серьезно.

     Не давайте ему готовых решений. Когда малыш говорит, что ему скучно, не спешите предлагать варианты занятий. Спросите, что он может предложить сам. Если он поссорился с другом, не вмешивайтесь. Пусть учится самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации.

     Не устраивайте допросов. Ребенок чувствует себя не очень уютно, когда заботливая мама пытается узнать абсолютно все, что с ним происходило за день. Не стоит задавать чересчур подробные вопросы: если он захочет, сам обо всем расскажет.

     Не пресекайте инициативу. Если ваш малыш решил вымыть посуду, не запрещайте ему, иначе через пару лет он даже не поставит ее в раковину. Поэтому разрешайте малышу помогать вам, даже если он еще слишком мал. Конечно, это будет условная помощь, но пусть он подметает, моет пол, стирает. При этом объясняйте, как правильно выполнять работу.

     Поощряйте успехи. Не оставляйте без внимания даже маленькие достижения малыша на пути к самостоятельности. Ребенок учится застегивать куртку? Сначала похвалите, а уже потом покажите, что одну пуговицу он пропустил. Если он сам впервые сделал покупку, одобрите его выбор

     Капризы и их предупреждение

 

     Детские капризы – это особенность поведения ребенка, которая выражается в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках. В необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. У маленького ребенка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком, таким образом, внешние проявления характеризуются сильным раздражением, двигательным возбуждением.

     Капризы могут быть случайными, эпизодическими. Однако они могут превратиться в привычную форму поведения, которая проявляется в общении ребенка со взрослыми (чаще в домашних условиях, особенно с некоторыми членами семьи). Ребенок хнычет, плачет, часто находится в плохом настроении.

     Нервная система детей младшего дошкольного возраста еще не окрепла окончательно, поэтому процессы возбуждения  у них преобладают над процессами торможения. Однако именно в этом возрасте у ребенка формируются первые тормозные процессы, а на их основе развиваются зачатки воли, нравственные чувства, самые первые проявления чувства долга. Ребенок уже понимает характер поступков – какие из них хорошие, а какие плохие. Следовательно, капризы детей нельзя целиком отнести к возрастным особенностям; ошибочно полагать, что капризы могут со временем пройти сами собой. Для возникновения капризов имеются свои причины, искать которые следует прежде всего внутри отношений, сложившихся между взрослыми и детьми в семье. Основная причина детских капризов – неправильное воспитание. Чтобы устранить их, родителям нужно перестроить систему воспитания.

     Причиной капризов может быть также нездоровье ребенка, переутомление. Но если малыш не избалован, то и в этих условиях капризы нестойки, ребенка нетрудно перестроить.

     Во всех случаях надо опасаться перевозбуждения нервной системы маленького ребенка, ибо это вредно для его здоровья и чрезвычайно затрудняет решение воспитательных задач, в частности воспитания воли, преодоления капризов.

     Превращаясь в привычку, капризы могут способствовать возникновению у детей отрицательных черт характера, таких, как грубость, драчливость, недоверие к людям. В любом случае их лучше не допускать, а с возникновением искать пути устранения.

     Доброжелательный тон в обращении взрослых друг к другу, спокойное, ровное, мягкое обращение с детьми в сочетании с предъявлением им разумных требований, дружба между детьми в семье создают положительный семейный микроклимат, в котором не будет основы для капризов ребенка.

     И наоборот, несогласованность требований со стороны взрослых создает неблагоприятные условия для воспитания ребенка. Что разрешает мать – может запретить отец, что запрещает мать – разрешает бабушка. Конечно, в таком случае ребенок следует тем требованиям, которые совпадают с его желаниями. Дети обычно тонко чувствуют, как можно вести с в каждом конкретном случае. Единые требования к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи, воспитывающих его, устраняют капризы, возникающие на этой основе.

     В отдельных семьях маленькие дети с ранних лет живут в условиях чрезмерного эмоционального и физического комфорта, т.е. ребенок изнежен, заласкан, родители предупреждают каждое желание ребенка и в то же время мало что от него требуют. Дети в таком случае, наоборот, много требуют от родителей, вымогают, плачут, капризничают. Так устанавливается неверный стиль отношений ребенка со взрослыми, с которым последние в конце концов мирятся.

     Эти отношения должны быть пересмотрены. Надо формировать у ребенка желание самостоятельно одеваться, есть, убирать игрушки на место, охотно откликаться на просьбу взрослого оказать помощь: отнести, принести, поднять и т.п. Включение ребенка в посильные дела соучастие в деятельности взрослого, бодрый, энергичный стиль жизни в семье и добрые отношения взрослых – лучшие средства «сокращения» неразумных желаний ребенка.

     Некоторые взрослые считают, что воспитывать детей можно только строгостью. С маленькими детьми разговаривают в повышенном, раздражительном тоне, часто кричат. Дети очень чувствительны к этому. В результате такого воспитания ребенок может стать обидчивым, капризным, плаксивым.

     А.С. Макаренко выдвинул важный принцип воспитания детей, так называемой «золотой середины», т.е. соблюдения чувства меры, которая обеспечивает гибкость применения методов воспитания, сочетания любви к детям с требовательностью к ним.

     Для здоровья и хорошего самочувствия ребенка важно не допускать срывов установившегося привычного распорядка дня. То, что не вызовет большой нервной и эмоциональной усталости у взрослых, может стать причиной переутомления ребенка. Например, родители, желая доставить детям удовольствие, иногда берут их с собой в гости, на праздники, разрешают подолгу смотреть телепередачи… Яркие новые впечатления, незнакомые лица переутомляют ранимую нервную систему ребенка, приводят к эмоциональной перегрузке. В результате малыш плачет, отказывается есть, не может уснуть, требует недозволенного.

     В детском саду учитываются возрастные особенности детей, рационально распределяются эмоциональные и физические нагрузки. Дозировка во времени помогает усвоению детьми знаний и благоприятно влияет на их здоровье.

     Маленькому ребенку постоянно необходимы эмоциональные контакты с любимыми людьми. Он просит взрослых с ним поиграть, задает много вопросов, требует оценки своего поведения. Эмоциональное благополучие обеспечивается удовлетворением потребностей ребенка в эмоциональном общении и в содержательной деятельности со взрослыми.

     Когда ребенок играет один, а близкие безучастно наблюдают, то такую деятельность нельзя назвать совместной. Малышу важно соучастие взрослого, его внимание, помощь, совет. Дефицит общения со взрослыми, недостаточное количество игрушек, малосодержательная деятельность ребенка в семье вызывают у него скуку, шалости, капризы. Устранение перечисленных недостатков «снимает» капризы ребенка.

     Возросшая детская самостоятельность требует от родителей пересмотра сложившихся отношений с ребенком. Если взрослые понимают, что ребенок стал старше, и начинают признавать за ним право на самостоятельность, умеют направить ее на полезные дела, хвалят малыша за помощь, подчеркивают, что он большой, то оснований для капризов не оказывается.

     Маленьких детей легко утешить, уговорить, отвлечь от предмета раздражения, переключить на другое. Если  отвлечение не  получается, то очень важно терпение, спокойствие взрослых. Это не просто, но необходимо, так как возбуждение взрослых только усиливает возникший конфликт.