С вами работает педагог-психолог Елезова Елена Витальевна Образование: высшее Педагогический стаж: 24 года I квалификационная категория |
Кризис 3-х лет
Наконец-то вашему ребенку исполнилось три года. Он уже
почти во всем самостоятельный. Ему многое можно доверить самому. Он во всем
пытается помочь вам.
И вдруг... вдруг... С вашим любимцем что-то
происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону.
Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого,
как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное
существо.
В данном случае мы говорим с вами о кризисе развития.
Кризисы развития – это относительно
короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение
которых человек заметно меняется. Кризисы необходимы и важны для развития
личности. Они как
движущая сила, своеобразные ступеньки, по которым человек поднимается в своем
развитии.
По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один
из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства – дошкольное
детство.
Кризис трех лет относится к числу острых
- это
эмоционально очень тяжёлый период развития, как для родителей, так и для самого
ребёнка. Изменяется поведение малыша, ребенок неуправляем,
впадает в ярость, обостряется его стремление к самостоятельности, он начинает
чувствовать себя независимым от взрослых. Поведение почти не
поддается коррекции. В чём же
причины этих явлений? Как максимально безболезненно пережить время кризиса? Давайте
попробуем в этом разобраться.
Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из
яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает
скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло,
ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш
малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что
скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный... и все-таки ребенок уже не
инстинктивно, а сознательно ломает "скорлупу", чтоб испытать превратности
судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие -
открытие себя. Он независим, он все может. Но... в силу возрастных возможностей
малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и
"мстит" слезами, возражениями, капризами. Свой кризис он не может
утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен только против
взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, предупреждают все
его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С
другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не
собирается конфликтовать.
На подходе к кризису
присутствуют четкие признаки:
ü острый интерес к своему изображению в
зеркале;
ü ребенок озадачивается своей
внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек
интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей успешностью,
например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.
ü Одним из признаков этого является то,
что малыш начинает говорить о себе в 1 лице. Если раньше вы слышали: "Маша
хочет пить!", то теперь ребёнок совершенно отчётливо произносит: "Я
хочу пить!" Слово "Я" в его лексиконе становится одним из самых
употребляемых. Вы только и слышите: "Я... я... я!". Это "Я"
постепенно переходит в "Я сам!"
В этот
период самое главное задание, которое решает маленький человек, - это
необходимость самоутвердиться в мире, доказать свою самостоятельность и
независимость. "Я сам" - такие слова сопровождают каждый шаг ребенка.
И это не прихоть, а жизненная необходимость.
Симптомы кризиса 3 лет
называют семизвездием.
1. Негативизм
– реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от
взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
2.
Упрямство
– ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого
потребовал, он связан своим первоначальным решением. По сути, ребенок требует,
чтобы окружающие считались с ним как с личностью.
3.
Строптивость
– она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который
сложился до 3-х лет.
4.
Своеволие
– стремится все делать сам. Это тенденция к самостоятельности; подавить ее,
значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.
5.
Протест-бунт
– ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с
ними.
6.
Симптом обесценивания
– проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать
родителей.
7. Деспотизм
–
ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи
способов, чтобы проявить свою власть над другими. По сути – это стремление
вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание
исполнялось. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как
ревность.
Следует ещё раз подчеркнуть, что такое тяжёлое
кризисное поведение - абсолютно нормальное поведение для трёхлетнего ребёнка.
Яркое проявление самостоятельности и самоутверждения ребёнка - свидетельство
того, что его развитие идёт в соответствии возрасту. Не стоит пугаться
кризисного поведения, не стоит говорить ребёнку, что он "плохой" или
хуже других. Надо попытаться помочь ему преодолеть этот сложный период и
смягчить проявления кризиса.
Еще раз подчеркиваю, что кризис – это не проблема,
которую нужно решить, это просто еще одна ступенька развития вашего малыша, на
которой он должен измениться, усвоить новый опыт, переломить свое отношение к
окружающей действительности, родителям для того, чтобы построить новые
взаимоотношения с миром, и развиваться дальше. Родители не
должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный
показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом
возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные
новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
И, наоборот, внешняя бескризисность,
создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том,
что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Плохо,
когда кризис "забивается" вовнутрь ребенка, что может приводить к
различным неврозам.
Не обязательно, что ваш ребенок будет переживать
кризис трех лет именно в три года. У одних детей он может начаться и в 2.5
года, а у других позже, чем ожидалось – ближе к 4 годам. Для каждого ребенка –
это сугубо индивидуально.
Главная задача родителей и педагогов
вовремя кризиса – действуя грамотно, смягчить его проявления, не допустить
закрепления в душе крайних проявлений негативные качеств. Ребенок должен выйти
из кризиса с набором положительных качеств.