Воскресенье, 22.09.2024, 07:31
Приветствую Вас, Гость

С вами работает педагог-психолог

Елезова Елена Витальевна

Образование: высшее

Педагогический стаж: 24 года

I квалификационная категория

  

Кризис 3-х лет 

Наконец-то вашему ребенку исполнилось три года. Он уже почти во всем самостоятельный. Ему многое можно доверить самому. Он во всем пытается помочь вам.

И вдруг... вдруг... С вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо.

В данном случае мы говорим с вами о кризисе развития.

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется. Кризисы необходимы и важны для развития личности. Они как движущая сила, своеобразные ступеньки, по которым человек поднимается в своем развитии.

По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства – дошкольное детство.

Кризис трех лет относится к числу острых - это эмоционально очень тяжёлый период развития, как для родителей, так и для самого ребёнка. Изменяется поведение малыша, ребенок неуправляем, впадает в ярость, обостряется его стремление к самостоятельности, он начинает чувствовать себя независимым от взрослых. Поведение почти не поддается коррекции.  В чём же причины этих явлений? Как максимально безболезненно пережить время кризиса? Давайте попробуем в этом разобраться.

Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

Опека наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный... и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а сознательно ломает "скорлупу", чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие - открытие себя. Он независим, он все может. Но... в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и "мстит" слезами, возражениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен только против взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.

На подходе к кризису присутствуют четкие признаки:

ü острый интерес к своему изображению в зеркале;

ü ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей успешностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

ü Одним из признаков этого является то, что малыш начинает говорить о себе в 1 лице. Если раньше вы слышали: "Маша хочет пить!", то теперь ребёнок совершенно отчётливо произносит: "Я хочу пить!" Слово "Я" в его лексиконе становится одним из самых употребляемых. Вы только и слышите: "Я... я... я!". Это "Я" постепенно переходит в "Я сам!"

В этот период самое главное задание, которое решает маленький человек, - это необходимость самоутвердиться в мире, доказать свою самостоятельность и независимость. "Я сам" - такие слова сопровождают каждый шаг ребенка. И это не прихоть, а жизненная необходимость.

Симптомы кризиса 3 лет называют семизвездием.

1.     Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

2.     Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.

3.     Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет.

4.     Своеволие – стремится все делать сам. Это тенденция к самостоятельности; подавить ее, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.

5.     Протест-бунт – ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

6.     Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

7.     Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. По сути – это стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Следует ещё раз подчеркнуть, что такое тяжёлое кризисное поведение - абсолютно нормальное поведение для трёхлетнего ребёнка. Яркое проявление самостоятельности и самоутверждения ребёнка - свидетельство того, что его развитие идёт в соответствии возрасту. Не стоит пугаться кризисного поведения, не стоит говорить ребёнку, что он "плохой" или хуже других. Надо попытаться помочь ему преодолеть этот сложный период и смягчить проявления кризиса.

Еще раз подчеркиваю, что кризис – это не проблема, которую нужно решить, это просто еще одна ступенька развития вашего малыша, на которой он должен измениться, усвоить новый опыт, переломить свое отношение к окружающей действительности, родителям для того, чтобы построить новые взаимоотношения с миром, и развиваться дальше. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Плохо, когда кризис "забивается" вовнутрь ребенка, что может приводить к различным неврозам.

Не обязательно, что ваш ребенок будет переживать кризис трех лет именно в три года. У одних детей он может начаться и в 2.5 года, а у других позже, чем ожидалось – ближе к 4 годам. Для каждого ребенка – это сугубо индивидуально.

Главная задача родителей и педагогов вовремя кризиса – действуя грамотно, смягчить его проявления, не допустить закрепления в душе крайних проявлений негативные качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств.