Воскресенье, 22.09.2024, 07:30
Приветствую Вас, Гость

  Речь педагога- образец для подражания.

 Речь педагога должна быть пра­вильной, в меру эмоциональной и до­ходчивой. Слово как инструмен­т, воздействует на ребенка, по­могает установить с ним контакт. 

Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спо­койно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копи­руют. Вслушайтесь, как говорят дети, и вы заме­тите, что в их интонациях, слово­употреблении проявляются речевые и языковые особенности окружающих его взрослых. Ребенок повторяет их  жесты и мимику.

Перед педагогами могут возникать сомнения: как сказать правильно, из­бежать ошибки в словосочетании, про­изношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще по­являются при письменном изложении выступления.

  Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нуж­ные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т. д.

  Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, детьми и их родителями, то подобная ра­бота над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься сво­бодно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраи­ваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.

  Владеть родным языком — значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль. Для того чтобы слушаю­щий понял говорящего, нужны еще и умения использовать необходимые язы­ковые средства — соответствующие ин­тонации, логические паузы и ударении, выделяющие наиболее важные, «клю­чевые» слова, выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому и т. д.

Одна из первостепенных задач педагога - подмечать собственные ре­чевые недостатки, вслушиваться в соб­ственную речь, уметь ставить перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интона­ции в общении с детьми и родителями? Мо­жет ли служить моя речь образцом для детей?

Дети учатся у педагога произ­носить правильно звуки, слова, грамма­тически правильно строить предложе­ния,  логически   последовательно   из­лагать мысль и т. д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понят­но и доступно, короткими фразами; пра­вильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.).

  Педагог должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем раз­нообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Быть чут­ким к слову, постоянно обогащать свой лексический багаж — одно из тре­бований современности.

  В наше время, когда огромный поток информации приносит много новых све­дений из различных областей знаний, связанных с научно-техническим про­грессом, развитием общественно-поли­тической и культурной жизни, мы по­стоянно встречаемся с новыми поня­тиями и словами, обозначающими их. Например:   аэробус, аль­тернатива, видеозапись, Евровидение, брифинг, универсиада, абитуриент, юниор, реанимация, экстремальный и другие, получившие сейчас широкое распространение, а также многие слова ограниченного или специального упо­требления.

Расширение словарного запаса обо­гащает человека, положительно сказы­вается на его деятельности, в част­ности, педагогической.

Общение с детьми обязывает педагога вдумчиво использовать новые слова, учитывая возрастные особенности до­школьников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает де­тей употреблять его в своей речи.

В результате у дошкольников накап­ливается словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общать­ся со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, смотреть телепередачи и т. д.

  Звуковая культура речи... Хорошая дикция, правильное литературное про­изношение - это то, чем должен вла­деть педагог. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произ­ношение может взять за эталон. Не­редко недостатки речи ребенка (кар­тавость, шепелявость, сюсюканье) - следствие не только небрежного рече­вого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых.

Интонационная выразительность ре­чи - немаловажный фактор воздейст­вия на ребенка. Педагог старает­ся разговаривать с детьми, используя разные голосовые от­тенки, подчеркивающие эмоциональ­ное и смысловое содержание сказан­ного. Интонации спокойные и взвол­нованные, сдержанные и оживленные, торжествен­ные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать от­ношение взрослого к событию, поступ­ку, предмету.

Осмыслению того, о чем говорит педагог, способствуют логиче­ские ударения, и паузы, и сила голоса.

Немаловажно, как разговаривает пе­дагог с детьми - быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значитель­ных компонентов выразительности ре­чи, который придает ей динамику, живость, убедительность.

  Быстрая речь малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслу­шаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Монотонный темп без убыстрений и за­медлений «убаюкивает», снижает вни­мание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослу­шано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном тем­пе, замедляя или убыстряя его в за­висимости от смыслового содержания сказанного.

Голос - профессиональный инстру­мент педагога. Им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Нужно умело делать переходы от громкого звуча­ния к тихому и наоборот.

Итак, если взрослый стремится сде­лать свою речь наиболее выразитель­ной, то он использует все интона­ционные средства: фразовые   и   логические   ударения; паузы; движение голоса   по высоте, силе, тембру; темп речи.

Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, уси­ливают понимание того, о чем гово­рится.

Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педа­гог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает   его   эмоциональный   отте­нок. И здесь педагог является как бы актером, который хорошо вла­деет искусством позы, мимики, жеста.

Внешние проявления педагога должны соответствовать его душевным побуждениям, быть выразительны и од­новременно сдержанны. Прежде всего, в общении с родите­лями, коллегами. Недо­пустимо вести разговор второпях, смотреть мимо собеседника, с мимикой равнодушия или высоко­мерия.

Человек, обладающий культурой ре­чи, умеет высказать мысль точно, до­казательно и образно.

Положительно влияет на развитие детей речь педагога, изобилующая эпитетами, так как художественные опре­деления придают ей образность, эмо­циональность.

У педагога, обладающего искусством употребления эпитета, и дети  способны  выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление. Стар­шие дошкольники говорят: «Зима — художница. Вон как разрисовала стек­ла»; «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик — белая и пушистая»; «Вет­ки, как лапы».

Не менее важно для педагога умение пользоваться афоризмами, кры­латыми выражениями, что помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще начитанному педагогу, хорошо знающему произведения писателей и поэтов.

  Учить на лучших образцах родного языка — одна из важнейших задач вос­питателя, которую он решает в про­цессе повседневного общения с детьми.

    Педагог – активный пропагандист чистоты родного слова.  Для пропаганды чистоты речи он может ис­пользовать индивидуальные и группо­вые беседы с родителями, семинары, практикумы. Темы их могут быть самыми разнообразными: «Как и о чем мы разговариваем с ребенком», «Рас­сказывают дети», «Что и как читать, рассказывать, разучивать с ребенком дома», «Осторожно: дети вслушива­ются», «Культура речи взрослых — пример для маленьких» и др. Многие из обсуждаемых тем могут быть дополнены выступлениями воспитанников детского сада, магнито­фонными записями детских высказы­ваний, бесед и занятий по родному языку и т. д.

 

Использован материал журнала «Дошкольное воспитание», статья Л. Островской